Конспект логопедического занятия «Овощи» с детьми с ОНР (І уровень). Задания и упражнения по коррекции речи для детей с онр Конспект занятия по онр

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Нижневартовска детский сад № 46 «Кот в сапогах»

Конспект занятия

Тема: «Дикие животные».

учитель-логопед

первой квалификационной

Чернова Е.В.

Тема: «Дикие и домашние животные».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

формирование обобщающего понятия «дикие животные»; формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя (закрепление предложно-падежных форм, употребление существительных в форме родительного падежа, употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие:

развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

формирование интереса к живой природе, доброжелательности.

Оборудование: картинный материал по теме, игрушка Дядюшка АУ, магнитная доска, презентация, проектор.

Ребята, к нам сегодня из мультфильма пришел Дядюшка АУ. Он приглашает нас к себе в гости. Вы знаете, где он живет?

Дядюшка АУ живет в лесу. И сейчас мы отправимся туда. А вы знаете, как себя нужно вести в гостях?

Правильно. А теперь отправляемся в путь. Идти нужно друг за другом.

Нет!

Нужно вести себя хорошо, не шуметь, не кричать, не баловаться.

(дети идут друг за другом, имитируя ходьбу по снегу)

II .Основная часть

Ну, вот мы и пришли. Дядюшка АУ спрашивает вас, знаете ли вы, кто живет в лесу?

А кто сможет назвать животных?

Как этих животных можно назвать?

Почему их так называют?

Ребята, по-моему, Дядюшка АУ чем-то озабочен. Что случилось? Он говорит, что все животные куда-то подевались. Я, думаю, ребята, что Дядюшка АУ был с ними очень строг (он ведь хозяин леса), поэтому звери все обиделись на него и попрятались. Давайте научим Дядюшку АУ называть животных ласково.

(на доске появляются картинки с изображением животных).

Ребята, Дядюшка АУ говорит, что у него в лесу так много животных, что он просто счет им потерял. Давайте поможем ему пересчитать всех животных.

(детям раздаются картинки с игрой «Веселый счет»).

Ребята, Дядюшка АУ говорит, что скоро наступит весна и у животных появятся детеныши. А сможете ли вы их назвать?

(Игра «У кого кто?»)

Да. В лесу живут животные и птицы.

Волк, лиса, заяц, белка, ежик, медведь…

Дикие животные.

Потому что они живут в лесу. Сами себе добывают пищу, строят жилище, ухаживают за детенышами.

Волк – волчок,

Лиса – лисичка,

Заяц – зайчик,

Белка – белочка,

Еж – ежик…

Один волк – два волка – много волков;

Одна лиса – две лисы – много лис;

Один заяц – два зайца – много зайцев…

У лисы – лисенок –лисята,

У зайца – зайчонок – зайчата,

У волка – волчонок – волчата…

III . Динамическая пауза.

Дядюшка АУ говорит, что детеныши очень любят проказничать, играть и веселиться. Мы тоже любим играть. Давайте покажем, как мы это делаем.

Игра «На водопой».

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лисицей крался…лисенок,

За мамой медведицей топал…

За мамой бельчихой бежали…

За мамой зайчихой скакали…

А за ежихой катились…

Волчица вела за собою…волчат.

Все мамы и детки напиться хотят.

(Дети выполняют, имитируют движения животных)

IV .Основная часть.

Дядюшка АУ говорит, что все звери в лесу живут своими семьями. Он предлагает нам назвать звериную семью.

Игра «Назови семью».

Ребята, Дядюшка АУ просит у нас помощи. Он говорит, что эти звери не из его леса.

(На картинках вперемешку изображены дикие и домашние животные).

Игра «Наведи порядок».

Детям предложено разделить животных на две группы: к картинке, на которой изображен лес, необходимо поставить картинки с изображениями диких животных, а к картинке, на которой изображен дом – домашних животных.

Давайте Дядюшке АУ расскажем про домашних животных. Почему они так называются?

Молодцы! Правильно.

Ребята, давайте научим Дядюшку АУ умным и интересным играм, и когда в лесу весной появятся детеныши, он научит их играть.

Игра «Раздели слова на слоги».

Ребята, давайте Дядюшку АУ научим еще выкладывать слова. (Звуковой анализ слова «АУ», «ВОЛК»).

Молодцы!

Ну, а теперь нам пора возвращаться домой. Попрощайтесь с Дядюшкой АУ.

Папа волк, мама волчица, у них волчонок – это волчья семья;

папа кабан, мама кабаниха, у них кабаненок – это кабанья семья;

папа заяц, мама зайчиха, у них зайчонок – это заячья семья…

Дети откладывают отдельно диких и домашних животных.

Это домашние животные. Они так называются, потому что живут рядом с человеком. Человек о них заботится, ухаживает, кормит, готовит на зиму корм, лечит их…

Заяц, кабан, лиса, волк, медведь, белка…

До свидания!

МДОУ детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект
коррекционно-развивающего занятия

Для детей с ОНР II - III уровня старшей логопедической группы (5-6 лет)

По теме: Развитие фонетико-фонематических процессов у детей.

г. Углич

2017 год

Цель. Развитие слухового восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности.
Предварительная работа. Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
Оборудование. Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).

Ход занятия.
1. Организационный момент.

Передай мимикой (радость, грусть).
- Посмотрите на солнышко.
- Какое у него настроение (грустное).
- Почему? (у него грустные глаза, не улыбается).
- А когда у вас такое настроение бывает? (когда иду в детский сад и т. д.)
- Изобразите грусть.
- Посмотрите на другое солнышко.
- Какое у него настроение? (радостное).
- Почему? (оно улыбается).
- А когда у вас такое настроение бывает? (когда мне покупают игрушку и т. д).

Изобразите радость.
2. Основная часть.
1)
- Ребята, посмотрите сколько у меня различных предметов. (молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки).
- Для чего я их принесла? (чтобы выполнять разные действия с предметами)

Могут ли предметы издавать звуки? (да).
Логопед демонстрирует действия со звучащими предметами.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Игра «Назови звучащий предмет» (логопед за ширмой выполняет действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал.
- Что вы услышали? (звуки).
- Какие речевые или неречевые звуки? (неречевые).
- Почему? (потому что мы их не произносили ртом).
Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
2)
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом)
Двигаемся мы пешком (двигаются шагом)
А потом, потом, потом (бег)
Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп)
Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика.
- Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? (неречевые).

Какие звуки мы называем речевые? (которые произносятся ртом).
- Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки? (губы, зубы, язык, твёрдое нёбо).
3)
Игра «Живые звуки».
- Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать.
Дети по беззвучной артикуляции узнают звук и произносят его: А У И О У Э Ы.

4)
Игра «Посвети фонариком».
Дети на определённый гласный звук светят красным фонариком.
5)
Упражнение «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков».
Логопед произносит звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально.
Например:
А-А-А У-У И-И-И и т.д.
6)
Игра «Что получится?»
-К звуку А прибавим У получается? (АУ).
- Сколько всего звуков услышали? (два).
- Какой первый звук? (А).
- Какой второй звук? (У).
Дети с помощью фишек составляют слог АУ. И т. д.
7)

Игра «Угадай по голосу».
Дети произносят текст с движением.
Вот построились мы в круг (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут по кругу)
А как скажем цок-цок-цок (бег)
Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп).
Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.

8)
- Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове. (аист, утка, эму, индюк, удочка, арка, обруч, эльф и т.д.)

9)
Упражнение «Придумывание слов на заданный звук».
Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом.
Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).

Логопед напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём -то узнаём.

3. Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.

Что вам было сложно выполнять? (придумывать слова на заданный звук, прохлопывать звуки, составить предложение и т.д.)

Коррекционно-образовательные цели:

Учить различать слова, обозначающие действие предмета;
- учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы;
- развивать личность ребенка, эмоциональную сферу, эстетические чувства;
- активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

Картошка, ложка, окрошка.
Апельсин, блин, мандарин.
Конфета, котлета, ракета.
Миска, сосиска, ириска.
Банан, диван, барабан.
Пироги, сапоги, утюги.
Лимон, вагон, бульон.
Мед, компот, плот.
Сало, залы, хала.
Виноград, мармелад, фотоаппарат.
Пирожок, творожок, горшок.
Солянка, полянка, склянка.
Булочка, будочка, дудочка.
Кабачок, крючок, значок.
Ананас, квас, контрабас.
Салат, халат, мармелад.
Калач, кулич, циркач.
Торты, шорты, корты.
Пломбир, кефир, сыр.
Жакет, букет, пакет.
Суп, зуб, дуб.

2. Основная часть.

Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела.
(Слива)

Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)

Ты на лампочку похожа
И на Ваньку — встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь - брызнет сок.
(Груша)

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

А) Игра «Маленький волшебник». Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

Б) Игра « Спроси?». Логопед предлагает детям спросить друг у друга, что у них в руках. Например: Маша, что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это.

В) Игра «В гостях у Гномов» Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: «У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..». Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик. Спроси Вика у Ярослава, что он сделал.

Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой:

«Ладошки»

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (на счет «раз» — хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом)
Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — движения 3-4 мин перерыв.

Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки.

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

Е) Игра «Поварята». Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ».

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

«Таня плачет»

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка не плач:
- Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание «рыдающее».

Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.

Г) Игра «Вспомни и назови». Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива.

3. Итог занятия.

Игра «Какого фрукта не стало?» (закрепление категории родительного падежа единственного числа).

На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

МБДОУ детский сад № 79 "Орлёнок", город Брянск

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизировать и закреплять словарный запас по темам;

Развитие навыков словоизменения и словообразования;

Развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных.

Совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,

Развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль;

Воспитывать желание активно работать на занятии.

Воспитывать чувства любви, заботы о природе и окружающем нас мире.

I. Оргмомент.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие оно будет проходить в зале и на нем будут присутствовать ваши родители….

Давайте поздороваемся….(Здравствуйте!)

А теперь подойдите ко мне поближе и посмотрите на меня…

Скажите какое сейчас время года, какие весенние месяцы вы знаете

Назовите приметы весны, что сначала…

Весной все живое просыпается, прилетают птицы, появляются первые листочки….

Психогимнастика

Давайте представим, что все мы - первые весенние листочки. Все мы разные по форме, выросли на разных деревьях. А также у весенних листочков может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции весенних листочков.

Некоторые листочки радуются весне. Давайте изобразим веселье и радость !

А другие смеются глядя как играют солнечные зайчики.

Кто-то грустит когда идет дождик. Давайте изобразим грусть .

А кто-то сердится на ветер, который сильно дует и может оторвать его с родной ветки.

Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление .

(предъявляется соответствующая пиктограмма).

Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции весенних листочков.

II. 1. Просмотр презентации «Мир весной». Сообщение темы.

Ребята давайте присядем на стулья и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть (просмотр презентации, чтение стихотворения).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною».

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то...

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

"Весна!" — читаешь в каждом взоре;

И вот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (деревья, лес, животные, птицы, цветы)

Я предлагаю вам сегодня поговорить об окружающем нас мире весной…

2. Дидактическая игра «Назови дерево».

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

На всех деревьях весной появляется листочки. Как называются деревья на которых растут листья? (лиственные)

А какие еще бывают деревья? (хвойные). Почему их называют хвойные? Они меняются весной? Всегда зеленые (вечнозеленые)

Ребята давайте назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина).

Хорошо…

3. Д/игра «Части дерева».

А давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).

А теперь посмотрите на экран, давайте проверим…Вы называли корни,…… Вот и получилось дерево.

Молодцы вы хорошо знаете из чего состоят деревья.

4. Упражнение «Подбери слово»

Весна чудесное время года, и весной хочется говорить только красивые слова…

Давайте подберем как можно больше красивых слов, и скажем весна какая….

5. Д/игра «Скажи со словом «весенний» (с мячом).

Ребята давайте с вами немного поиграем, встаньте со стульчиков и сделайте полукруг, ко мне лицом. Я буду бросать кому-то из вас мяч и говорить слово, а вы повторяете мое слово, но со словом «весенний» и возвращаете мне мяч.

ветка - … дерево - …

лес - … букет - …

праздник - … день - …

цветы -… солнце - …

погода - … настроение - …

Молодцы!

6. «Исключи лишнее»

Приходу весны радуются все существа на земле, в том числе и птицы, которые возвращаются к нам из жарких стран.

Давайте подойдем сюда и посмотрим какие птицы прилетели к нам из жарких стран. Давайте перечислим их…

Как вы думаете какая птица здесь лишняя и почему?

Почему их называют перелетными (зимующими)…

Молодцы…

7. «Семья зверей»

Также весне радуются и животные, они весной ищут себе пары и заводят детенышей…

Давайте попробуем помочь создать свою семью этим животным…

(медведь, заяц, волк, еж, лиса, лось)

8. Физминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут на четвереньках.

Останавливаются.

9. Упражнение «Где это бывает?» (предлоги НА, В )

Давайте посмотрим на экран….кто мне скажет…

Где растут цветы?

Где набухли почки?

Где сидит соловей? (На ветке.)

НА )

Мы говорим маленькое слово НА - когда предмет находится сверху другого предмета (слайд) . Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой (выставляется модель предлога).

Где стоит роза?

Где медведь?

Где сидит скворец?

Какое маленькое слово вы чаще всего называли? (В )

Мы говорим маленькое слово В - когда предмет находится внутри другого предмета (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой (выставляется модель предлога).

10. Составление предложений с предлогами НА и В по 2 опорным предметным картинкам с использованием моделей предлогов.

Следующее задание «Подружи картинки»…

Возьмите конверт, который лежит у вас на столе и достаньте все, что в нем лежит…

Подружить эти картинки нам поможет маленькое слово на или в

У каждого из вас две схемы обозначающие маленькие слова на и в …вы должны выбрать нужную схему, которая сможет подружить эти две картинки и положить между ними….

А теперь каждый из вас назовет, что у него получилось….

а) контурные рамки:

Молодцы…

б) А теперь задание посложнее мы будем составлять предложения в которых будут использоваться еще и модели обозначающие действия….

Давайте вспомним их… (стоит, идет, сидит)….

Молодцы посмотрите на экран давайте составлять предложения….

Кто хочет попробовать, что получилось? (Медведь идет в лес)

А здесь что? Кто мне скажет?

Мне кажется это предложение не закончено, подумайте как его можно закончить.

Молодец! Может у кого-то есть другой вариант, каким словом можно закончить это предложение?

(Предложения: волк стоит на бревне, роза стоит в вазе, заяц сидит на пеньке, грач сидит на дереве, птенец сидит в гнезде….)

11. Видео

Поздней весной появляется и распускается много цветов. А вам хотелось бы посмотреть как распускаются цветы? Я приготовила для вас необычный фильм, снятый специальными видео камерами, которые запечатлели чудесный процесс распускания цветов.

Вам понравилось?

А где цветы растут в городах? (на клумбах)

Давайте мы с вами сделаем большую клумбу из разных цветов.

Но перед этим давайте разомнем наши ручки и пальчики…

Пальчиковая гимнастика «Наши яркие цветки»

А теперь возьмите большой конверт в нем у каждого из вас разрезная картинка с изображением цветка, у каждого свой. Вы должны собрать эти картинки (собирают разрезные картинки).

Хорошо, а теперь назовите то цветок, который у вас получился. Вот у нас и получилась прекрасная клумба. Для чего люди в городах делают клумбы?

Молодцы! Занятие наше подходит к концу, давайте вспомним…

III. Итог занятия.

- … о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей на занятии.

Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.

Логопедические занятия с детьми 4-5 лет с ОНР

Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.

Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.

В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).

Предисловие

Если ребенок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.

Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.

Младший дошкольный возраст - это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста - вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.

Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.

Достижению подобного результата способствует:

Игровой характер речевых упражнений;

Коррекционно-развивающий характер речевого материала;

Тесная связь речи и познавательных процессов;

Использование малых форм фольклора.
Изложенный в пособии практический материал рассчитан

на работу в течение всего учебного года (30 недель). Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной темы. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15-25 минут и иметь исключительно игровую форму.

Работа ведется по следующим направлениям:

Лексико-грамматические игры и упражнения;

Развитие связной речи;

Сенсорное развитие;

Работа над звуковой стороной речи;

Физкультминутка-логоритмика.

Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у малышей.

Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)

Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

«Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед
детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.

« Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:

Кукла лежит, а ежик стоит.

Робот стоит, а мишка сидит.

Машина едет, а самолет летит.

Мячик скачет, а шарик висит.

Гномик прыгает, а кукла спит.

«Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.

Логопед выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).

«Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.

Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)

«Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

кукла - куколка,

матрешка - матрешечка,

мяч - мячик.

Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

А. Кузнецова

Развитие связной речи

Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.

«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине» 1 .


1

Сенсорное развитие

«Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой - маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.

Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.

Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.

Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.

Работа над звуковой стороной речи

«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...

«Повтори чистоговорки»

Бик-бик-бик - кубик;

бан-бан-бан - барабан;

ла-ла-ла - юла;

лет-лет-лет - самолет;

на-на-на - машина;

ка~ка-ка - куколка;

Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Но назад идет отряд,

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый

Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)

Дети должны усвоить: речевой материал первой недели; отличие игрушек от других предметов.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)

«Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.

Логопед раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.

У Руслана - домик, у Танюши - гномик.

У Иринки - флажок, у Никитки - петушок.

У Коли - матрешка, у Миши - гармошка.

У Вовы - мишка, у Гоши - мартышка.

У Кости - Петрушка, у Нади - лягушка.

У Кати - неваляшка, у Гриши - черепашка.

У Наташи - самолет, у Тамары - вертолет.

У Маши - пушка, у Паши - хлопушка.

Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.

«Один - много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.

Логопед обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.

« Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.

Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он - не игрушка, с ним не играют).

Развитие связной речи

Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».

Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.

«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

Дай башню!

Не дам!

Дай хоть кубик!

Один кубичек возьми!

Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»

Логопед помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.

Сенсорное развитие

«Где игрушка?» У детей в руках по игрушке. Логопед показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».

«Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.

Логопед вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.

Развитие связной речи

Составление рассказа «Осень»

«Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»

Сенсорное развитие

« Обведем листочек».

У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

Физкультминутка-логоритмика

Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла...

Я. Аким

Развитие связной речи

Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам.

«Маша с бабушкой пришли в огород. Там грядки. Вот морковка, вот лук, вот капуста, вот свекла, вот горох. Это овощи. Бабушка нарвала гороха. Маша помогала бабушке. Какой вкусный горох!»

Сенсорное развитие

«Волшебный мешок».

Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: «Я нащупал лук» или «Я нащупал помидор» и т. д.

«Собери картинку». Формировать у детей целостный образ предмета и пространственное расположение деталей.

У каждого ребенка на столе - разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.

Зачин логопеда: «Ты внимательно смотри и картинку собери!» После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали».

Развитие связной речи

Рифмованный рассказ «В саду». Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада.

Девочка Маринка пришла в сад,

Там на деревьях фрукты висят.

Дедушка сорвал Маринке

Оранжевые апельсинки,

Дал Маринке в кулачки

Красные яблочки.

Дал Маринке желтую грушу:

Ты, Маринка, фрукты кушай.

Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

Сенсорное развитие

«Разложи фрукты». Учить детей раскладывать фрукты правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы фруктов и пользоваться понятиями «поровну», «больше», «меньше».

«Посчитай фрукты». Учить пересчитывать предметы (сливы, яблоки, груши и т.д.) в пределах пяти и называть итоговое число.

Физкультминутка-логоритмика

На носочки я встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой!

Развитие связной речи

Выполнение инструкций логопеда.

Возьми яблоко, понюхай его, положи в вазу и возьми огурец.

Возьми огурец из корзинки, положи его в вазу, а яблоко отдай Тане.

Возьми яблоко, покатай его по столу и положи рядом с картошкой. И так далее.

Затем ребенок по просьбе логопеда и с его помощью должен рассказать, что он делал.

Сенсорное развитие

«Посчитай фрукты (овощи)». Учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число.

«Разложи фрукты (овощи)». Учить детей раскладывать предметы правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы предметов и пользоваться понятиями поровну, больше, меньше.

«Обведи пальчиком». Обведение пальчиком овощей и фруктов по контуру на предметных картинках.

Зачин логопеда: «Мы яблочко возьмем и пальчиком обведем». «Мы огурчик возьмем и пальчиком обведем» (повторить с детьми).

Развитие связной речи

Рифмованный рассказ «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки).

Вышла Маша на крыльцо:

Вот растет деревцо,

Вот растет другое -

Красивое какое!

Насчитала ровно пять.

Все деревья эти

Сосчитайте, дети!

Дети (считают). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».

Логопед. Сколько деревьев возле дома? Дети. Возле дома пять деревьев. Стихотворение заучивается наизусть.

Сенсорное развитие

«Нарисуем дерево». Предварительно дети рассматривают деревья на участке. Воспитатель проводит беседу.

Логопед рассматривает с детьми образец нарисованного дерева и объясняет приемы рисования.

1. Ствол дерева рисуется сверху вниз, вверху ствол тоньше, а внизу толще.

2. Ветки рисуют сверху вниз, прикрепляя их к стволу.

3. К большим веткам пририсовывают маленькие веточки.

4. К веткам подрисовывают листочки зеленого, желтого и красного цвета.

Развитие связной речи

Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек».

Жил да был грибочек,

Вот его дом - кусточек.

Была у него ножка,

Одна ножка - без сапожка.

Была у него шляпка.

Нашли его ребятки,

Грибочек сорвали

И бабушке отдали.

Бабушка суп сварила

И деток накормила.

Сенсорное развитие

«Сравни деревья». Учить детей сравнивать несколько предметов (до пяти) разной высоты, расставляя их по одной линии.

На игровом поле - пять елочек разной высоты. Дети с помощью полоски из картона определяют размер деревьев, прикладывая ее к каждой елочке: «Самая большая елка, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая елочка».

«Вверху или внизу?» Развитие пространственного восприятия.

Логопед называет какие-либо предметы, а дети должны сказать, где они находятся в лесу - вверху или внизу (листочки, грибочки, птички, муравьи, веточки, травка, гнездо, ежик, белка, волк, дерево, кузнечик, стрекоза).

Развитие связной речи

«Оденем куклу».

Логопед. Дети, давайте оденем нашу куклу. Я сшила для нее одежду. Что сначала наденем, что потом?

Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: «Платье зеленого цвета. Вот карман - он один. Вот рукава - их два. Вот воротник. Вот пояс - он один. Платье короткое, красивое и т.д.».

Сенсорное развитие

«Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов.

Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.

«Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые.

На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».

Развитие связной речи

Рассказ-описание «Шкаф с посудой».

«Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке - кастрюля и чайник. На средней полке - тарелки, чашки, блюдца. На нижней полке - вилки, ложки, ножи. В шкафу много посуды».

Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы логопеда и картинки.

Сенсорное развитие

«Построй по росту». Формирование умения выстраивать предметы по определенному признаку.

На игровом поле - пять контуров чашек разной величины. Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.

«Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания.

На игровом поле - три картонных силуэта шкафчиков одного размера. На каждом из них изображен предмет-заместитель. Детям предлагаются картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка, стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором изображен предмет-заместитель, больше всего похожий на предмет посуды на его картинке.

Развитие связной речи

«У куклы Маши день рождения». Используются предметы-заместители.

«У нашей куклы Маши сегодня день рождения. Она будет нас угощать. Сначала мы будем кушать суп с грибами, картошку с мясом, салат с майонезом, яичницу с колбасой. Потом мы будем пить чай с тортом и конфетами».

Сенсорное развитие

Лепка из пластилина.

Дети знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, гибкий, липкий).

Дети лепят яблоко, бублик, морковку, печенье, шоколад, буханку. Логопед подчеркивает форму предметов.

«Чей предмет?» Развитие ассоциативного мышления. Используются предметы-заместители или натуральные продукты: брусок - сыр; палочка - сосиска; конус - морковка; шарик - яблоко; цилиндр - конфета; колечко - баранка; кубик - чай (коробка).

Логопед раздает детям предметы-заместители, показывает картинку и спрашивает: «Чей предмет похож на баранку?» Ребенок, у которого колечко (от пирамиды), поднимает его и отвечает: «Мой предмет похож на баранку». После этого он получает от логопеда картинку. И так далее.

Развитие связной речи

«Машенька». Закрепление знаний детей по теме.

«Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...»

Сенсорное развитие

« Скажи правильно».

Ноги у тебя вверху или внизу?

Нос у тебя сзади или спереди?

Эта рука у тебя правая или левая?

Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

«Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда:

Мы картиночку возьмем,

Куклу пальцем обведем.

Развитие связной речи

Рассказ «Зима».

На тонированном игровом поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».

Сенсорное развитие

«Нарисуем картинки». Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам).

Милые детишки,

Откройте свои книжки,

Их Незнайка читал

И картинки украл!

Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку, а на второй странице - игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй.

Логопед (можно повторить с детьми).

Мы картинки рисовали

И о них мы рассказали.

Физкультминутка-логоритмика

«Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну-

тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

Развитие связной речи

Рассказ «Елочка». Закрепление знаний детей по теме.

Логопед вместе с детьми подходит к наряженной елочке и составляет рассказ.

«Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много веточек. На ветках вися игрушки. Кто повесил игрушки на елочку? (Дети). Кто какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А какие игрушки висят посередине? Наша елочка какая? (Нарядная, красивая)».

Сенсорное развитие

«Составь елочку». Усвоение понятий верхний, нижний, средний.

Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они собирают елочку.

Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений в такт стихотворения.

Мчусь как ветер на коньках,

Разгорелись ушки...

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке -

Раз-два,

Вот и поскользнулся...

Раз-два,

Чуть не кувыркнулся.

С. Черный

Развитие связной речи

Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского).

«Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.

«Ну, теперь я ее не потеряю», - подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.

Мама, смотри, - закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.

Куда же делась снежинка? - расплакалась Татьянка.

Не плачь, не потеряла ты ее...

И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?»

Опираясь на вопросы логопеда, дети пересказывают рассказ.

Сенсорное развитие

«Снеговика сложи и об этом расскажи». Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что они делали.

«Построй по росту».

На столе пять снеговиков, разных по величине. Логопед просит детей расположить их по росту: самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький.

Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений в такт стихотворения «Снег идет».

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой...

М. Познанская

Развитие связной речи

Чтение и пересказ сказки К. Д. Ушинского «Бишка». Используются книжка и игрушечная собачка.

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю," на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску (можно - сумку) тащу - будет с меня и этого».

Сенсорное развитие

«Найди конуру». Учить детей сравнивать предметы по величине и классифицировать их.

Логопед выставляет картонные муляжи-символы собачьей конуры и подбирает 5 игрушечных собачек разной величины. Каждая собачка должна «найти» свою конуру: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.

«Обведи пальчиком».

У каждого ребенка на столе - картинка с изображением домашнего животного. Дети обводят указательным пальцем изображенных животных по контуру.

Я картинку возьму и собаку обведу.

Я картинку возьму и корову обведу. И так далее.

Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений в такт стихотворения.

Я лошадка, я скачу,

Я копытами стучу:

Цок-цок, цок-цок,

Ты скачи-скачи, конек!

Развитие связной речи

Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.

«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой»

Сенсорное развитие

«Составь картинку». Составление разрезных картинок из четырех частей.

Зачин логопеда (повторяется с детьми):

Ты внимательно смотри.

И картинку собери!

Мы с ребятами играли

И картиночки собрали!

«Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Кто больше - лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка). И так далее.

Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений в такт стихотворения.

У коровы есть ребенок:

Брык-брык, скок-скок,

А зовут его теленок,

А зовут его бычок.

Развитие связной речи

«Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Закрепление знаний детей по теме.

Логопед с детьми «идет» в лес на прогулку. Действие происходит в игровом уголке, где расставлены игрушки -зверюшки. Рекомендуется стимулировать речевую активность детей - дети должны говорить вместе с логопедом.

Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе. Вот медведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге. Вот белка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве. Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет под кустом.

Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о животных.

Сенсорное развитие

«Длинный или короткий?» Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.

У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).

У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).

У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).

У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).

У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).

У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).

Развитие связной речи

Рассказ «Лиса и лисята».

«Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост и четыре быстрые лапы. У лисы есть лисята. Это ее детеныши. Лиса с лисятами живет в норе».

Сенсорное развитие

«Зоопарк». Формирование представлений о величине предметов.

На игровом поле - три «клетки» для животных (из картона): большая, средняя, маленькая. Дети «рассаживают» зверей (картинки или игрушки) по клеткам, соотнося их по величине.

Медведь живет в большой клетке.

Лиса живет в средней клетке.

Ежик живет в маленькой клетке. И так далее.

«Обведи пальчиком». Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия.

Дети указательным пальцем обводят по контуру животных, изображенных на картинках.

Физкультминутка-логоритмика

«Мишка». Импровизация движений в такт стихотворения.

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем.

Развитие связной речи

Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона.

«Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали-думали и придумали!

Речку переплыли ровно в полминутки:

Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,

Цыпленок на утенке, а курица на утке!»

Сенсорное развитие

«Расскажи о курочке». Развитие пространственного восприятия.

«Впереди у курочки - голова с клювом. Сзади - хвостик. Посередине - туловище. С одной стороны - крыло, с другой стороны - тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки - две лапки».

Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.

Физкультминутка-логоритмика

«Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

Развитие связной речи

Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».

«Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая ворона схватила мясо. Собака кинулась на ворон, вороны улетели» 1

Сенсорное развитие

«Покажи пальчики».

Логопед выставляет на наборном полотне сначала одну, затем две (три, четыре, пять птиц). Дети должны показать столько пальчиков, сколько птиц.

«Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия.

У вороны впереди хвост.

У воробья сзади клюв.

У совы вверху лапы.

У дятла внизу крылья.

У синицы сбоку хвост.


1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

Развитие связной речи

Рассказы-описания «Корова» и «Ежик».

«Корова - это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши - маленькие телята. Корова и телята едят травку».

«Ежик - это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий - у него иголки. У ежика есть детеныши - ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей».

Сенсорное развитие

«Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины.

Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.

«Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше.

Кто меньше - волчонок или корова? (Волчонок меньше.)

Кто меньше - лиса или ежик?

Кто меньше - медведь или медвежонок?

Кто меньше - заяц или лошадь?

Кто меньше - ежонок или медвежонок? И так далее.

Физкультминутка-логоритмика

«Как у нашего кота». Импровизация движений рук в такт потешке.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Развитие связной речи

Логопед вместе с детьми составляет рассказы-описания различных игрушек: их строение, цвет, как с ними нужно играть и т. д.

Сенсорное развитие

«Волшебный мешок».

Логопед готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.

Я нашел матрешку и куклу.

Физкультминутка-логоритмика

Считалка под мяч.

В гости к нам пришла считалка,

Рассказать ее не жалко.

Мы считалочку учили

И мячом по полу били.

Развитие связной речи

«-Рисуем картину». Учить проводить прямые линии (дорожка, забор); прямые замкнутые линии (гараж, окошко, дверь, крыша, дом); сюжетному рисованию; располагать предметы на

листе бумаге (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны); последовательному рассказу о ходе работы.

«Посередине я нарисовал дом: вот окно, вот крыша, вот дверь. С одной стороны - забор. С другой стороны - дерево. Около дерева я нарисовал гараж. Вверху - солнышко и птичку. Внизу - травку и цветочек».

Сенсорное развитие

«Соберем домик». Обратить внимание на пространственное расположение деталей предмета.

У каждого ребенка на столе лежит геометрическая фигура, изображающая какую-либо часть дома. Дети подходят к игровому полю и составляют домик.

Зачин логопеда (дети повторяют):

Мы с ребятами играем,

Домик быстро собираем.

Физкультминутка-логоритмика

«Строим дом». Импровизация движений в такт стихотворения.

Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей.

Развитие связной речи

Рассказ по сюжетной картине «Семья».

«Это дом. Здесь живет семья: мама и папа (это родители детей); бабушка и дедушка (это родители мамы и папы); братик и сестричка (это дети мамы и папы и внуки для бабушки и для дедушки).

Папа читает газету. Мама шьет на машинке. Дедушка чинит велосипед. Бабушка вяжет носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная».

Сенсорное развитие

«Утром, днем, вечером». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости логопед помогает.

Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы.

Утром я читала с мамой книжку. Днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой.

Развитие связной речи

Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть.

Вот машина грузовая,

Большая-пребольшая!

Она перевозит грузы.

У нее есть кузов.

Вот кабина - в ней шофер,

Впереди у машины мотор.

У машины крутятся

Все четыре колеса.

Сенсорное развитие