Урок организация и значение больших полушарий. Конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa"

Тема урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Цель: сформировать представление об асимметрии полушарий головного мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха.

Задачи:

    образовательная: дать представление об асимметрии мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха;

    развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

    воспитательная: показать взаимосвязь асимметрии полушарий с конкретным восприятием окружающего мира.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока.

    Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих в журнале).

    Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили строение полушарий большого мозга. Давайте восстановим в памяти пройденный материал для более продуктивной работы на уроке.

    Каково строение полушарий большого мозга? (Кора, белое вещество, подкорковые ядра, борозды, извилины).

    Какие доли выделяют в каждом полушарии? Что лежит в основе их выделения? (Лобная, височная, теменная, затылочная. Их границы определяются по бороздам коры).

    Какие зоны выделяют в каждом полушарии? Можно ли их увидеть на поверхности коры? (Двигательные, слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные. Это функциональные участки коры, их нельзя увидеть).

    Как же ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

    Подготовка к активному, осознанному восприятию темы. Вызов.

Ежедневно общаясь с разными людьми, мы замечаем, что одни склонны к точным математическим расчетам, обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и пишут стихи. Как это можно объяснить? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

Тема нашего урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего мозга – его асимметрии. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Вселенная есть асимметричный ансамбль.

Я полагаю, что жизнь в том виде, в каком

мы ее знаем, должна быть функцией

асимметрии мира или следствий из нее

вытекающих».

Луи Пастер.

Иначе говоря, наша жизнь зависит от асимметрии мира, в котором мы живем.

    Изучение нового материала.

    Проект «Развитие представлений об асимметрии мозга. Работы Дакса, Брока и Вернике».

Учитель: Как развивались представления об асимметрии больших полушарий?

В 1836 г. Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 г. Поль Брока, знаменитый французский антрополог и патологоанатом, представил Анатомическому обществу в Париже описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а также понимал все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения, было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, челюстей, языка и глотки, получил название зоны Брока.

Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией (или нарушением речи) Брока. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока заявил научному миру: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Карл Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении зоны Вернике.

Вывод: Мы говорим левым полушарием!

Учитель: Но всегда ли так?

    Асимметрия мозга в детстве. Правши и левши.

Учитель: Ребята, сколько у нас в классе левшей? Вы задумывались когда-нибудь: почему одни люди левши, а другие – правши?

Проект «Причины разделения человечества на правшей и левшей».

Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Некоторые учёные считают, что всё решилось ещё в те дремучие времена, когда обезьяны с земли перебрались на деревья. Тогда наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и предки спустились на землю. Правую руку стали использовать для более точных движений – выдолбить каменный топор, хорошо прицелиться дубинкой, охотясь на мамонта. Так как этим занимались преимущественно мужчины, то левшей среди них стало меньше, чем среди женщин.

Существовала и «материнская» версия разделения на правшей и левшей: у женщин более развита правая рука, так как они левой прижимали младенца к сердцу, чтобы тот слышал его стук и был спокойным.

А вот по теории «щита и меча» в древние времена соотношение левшей и правшей было примерно одинаковым. Но в бесконечных войнах гибли, как правило, леворукие. Они держали меч в левой руке, а щит – в правой. Их сердце не было защищено, они чаще получали смертельные раны, чем праворукие, державшие меч в правой руке, а щитом в левой руке закрывавшие сердце. Поэтому со временем, праворуких, передававших свои гены из поколения в поколение, на земле стало больше.

Но все эти предположения остались в прошлом. Настоящая причина разделения на правшей и левшей учёным не известна до сих пор. По одной из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.

Движения правой рукой регулируются левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей, доминирует правое полушарие мозга.

Статистика показывает:

Речевая асимметрия

Правши

Левши

95% говорят левым полушарием, 5% - правым

65% говорят правым полушарием, 35% - левым

Вывод: правши говорят левым полушарием, а левши – правым!

Правши и левши отличаются друг от друга психологически:

Психологическая асимметрия

Правши

Левши

Тяготеют к конкретным видам деятельности, умеют считать, логически мыслить, убеждать, способны тонко чувствовать и переживать

Отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, тягой к искусству, способны к ясновидению, больше развита интуиция (предметно-образное восприятие действительности)

От доминирования полушария зависит личность человека. Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций. В итоге левша затрачивает на одно и то же дело больше энергии, чем правша. Левша вынужден перестраивать свой внутренний мир для решения слегка чуждых его психике задач. Среди них нередко встречаются люди, которых упорно тянет писать справа налево, читать слова с конца к началу.

Но, оказывается, быть левшой не только признак особых способностей. Медики считают, что это ещё и признак нарушения иммунитета. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом (тяжелым заболеванием с поражением органов и суставов), а также астмой, аутизмом, диабетом, мигренью.

Леворукость возникает по разным причинам: передаётся по наследству, появляется вследствие различных нарушений беременности или родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей. Следует отметить, что левшей на земле не так уж и мало: каждый десятый из живущих на планете людей – левша!

Учитель: Асимметрия мозга появляется у человека к 4-5 годам, в 12-14 лет она властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам. Давайте посмотрим, как влияет асимметрия мозга на зрительные функции.

    Зрение и асимметрия.

Опыт с яблоком (на слайде).

Учитель: Ребята, опишите яблоко различными прилагательными.

Обратите внимание, какие прилагательные чаще употребляют «левополушарные», а какие – «правополушарные» люди.

Левополушарные

Правополушарные

Круглое

Объёмное

Большое

Яркое

Красное

Аппетитное

вкусное

Вывод: наши полушария по-разному воспринимают изображения. Для левого главное – восприятие целиком (форма, объем). Для правого – восприятие деталей (цвет, мельчайшие подробности, ассоциации).

    Слух и асимметрия.

Учитель: Прослушаем фрагмент песни Николая Баскова (Слайд 11). Кто больше обращал внимание на слова, чем на музыку? Кто больше слушал музыку, чем слова? А кто одинаково наслаждался и музыкой, и словами песни? Запомните: люди с поврежденным правым полушарием мозга не способны узнавать мелодию, а левым – слова.

Вывод: асимметрия мозга проявляется в восприятии песен. Музыку узнает правое полушарие, а слова – левое.

    Асимметрия полушарий.

Асимметрия – каждое полушарие ответственно за определенные функции.

Самостоятельная работа учащихся с учебником в парах: читаем текст на с. 67 и заполняем таблицу (пустая таблица).

Проверка правильности заполнения таблицы (заполненная таблица).

Полушарие мозга

Функции полушария

левое

1) устная и письменная речь;

2) анализ информации;

3) обобщение, принятие решений

правое

1) образное мышление;

2) музыкальное и художественное творчество;

3) восприятие музыки

    Проведение теста на выяснение правополушарности и левополушарности учащихся .

    Ведущая рука: если сверху большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Ведущий глаз: правый – у вас настойчивый, агрессивный характер; левый – характер мягкий, уступчивый.

    Поза Наполеона: если наверху левая рука – вы склонны к кокетству; правая – к простоте и простодушию.

    Аплодирование: правой рукой – решительный характер; левой – вы колеблетесь, принимая решения, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Результат: К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

    1. Заключение.

Учитель: К 17 годам у человека формируется асимметрия больших полушарий мозга: каждое из них отвечает за определённые функции. Однако полную картину мира нам могут дать только оба полушария в неразрывной связи друг с другом. Сперанский писал: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает».

    1. Рефлексия.

1) Как можно объяснить склонность одних людей к точным математическим расчетам, а других – к образному мышлению? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

2) Как ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

3) К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

3) Составьте синквейн по теме урока.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Домашнее задание: с. 67-69 (читать и пересказывать). Ответить на вопросы с. 70-71. Сообщения «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность Сеченова».

Тема урока: Полушария большого мозга.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Полушария большого мозга.

Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.


Значение коры полушарий большого мозга.

Цель: изучить функции полушарий большого мозга.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания о функциональной асимметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха;

Углубить знания учащихся о строении больших полушарий;

Показать связь функциональной асимметрии полушарий с целостным восприятием мира;

Развивающие:

Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека;

Способствовать развитию умений сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам;

Развивать навыки работы с различными видами информации;

Развивать коммуникативные и информационные компетенции учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к интеллектуальному труду, стремление к знаниям, валеологические аспекты в отношении самого себя.

Тип урока: комбинированный – закрепление изученного материала с использованием информационных технологий.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, разборная модель головного мозга человека, раздаточный материал, таблицы « Головной мозг человека» и «Эволюция головного мозга хордовых», раздаточный материал.

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся.

    Игровой момент «Черный ящик»

    Проверка знаний о головном мозге:

Индивидуальные задания на карточках.

3) Эволюция головного мозга хордовых

4) Общая характеристика полушарий большого мозга.

5) Функции полушарий большого мозга.

6) Функциональная асимметрия мозга.

7) Учебный эксперимент.

    Заключение:

    Итоги урока. Рефлексия.

    Домашнее задание

ХОД УРОКА:

1).Учитель: Здравствуйте! Я хочу начать сегодняшний урок с загадки. Перед вами «черный ящик». Я прошу вас угадать, что в нем, по моему описанию: модель, символизирующая часть тела человека, т.е. орган, имеющий овальную форму, небольшой по размерам, но сложный по строению. Кроме того, имея малые размеры, требует много внимания со стороны энергетических станций. Что это такое?

Ученики: Мозг! А точнее, головной мозг человека.

Учитель демонстрирует модель ГМ человека в разрезе.

2).Учитель: Разговор о строении ГМ мы начали на прошлом уроке и сегодня продолжим, но прежде посмотрим, что же вы знаете о строении ГМ человека?

Тест на слайде. На столах у учащихся рабочие листы с текстом теста. (слайды 2, 3) После ответов на тест ответы по инд. карточкам.

№ 1. В древности ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?

Ответ: Повреждение этого отдела или укол в него приводят к обморочному состоянию и нарушению деятельности кровеносной и дыхательной систем, иногда даже временно прекращается дыхание и сердцебиение.

№ 2. Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно?

Ответ: В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и др.

№ 3. Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного.

Ответ: У больного явные нарушения координации движений. Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино.

3).Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали эволюцию ГМ хордовых. Давайте вспомним, какой отдел ГМ претерпел наибольшие изменения? (слайд 4)

Ученик: передний мозг.

Учитель: что же теперь он представляет у млекопитающих?

Ученик: Полушария большого мозга.

Учитель: А что нового появилось у них в процессе эволюции?

Ученик: Кора ГМ

Учитель: Верно, это кора ГМ, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Мы продолжаем знакомство со строением ГМ и тема урока «Значение коры полушарий головного мозга» (слайд 5)

Сообщение Лера О.: У человека полушария ГМ развиты хорошо и как плащ прикрывают нижележащий мозг. Глубокая щель делит головной мозг на правое и левое полушария. Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию пространства справа. Немецкие ученые на опыте доказали, что полушария действуют как единое целое. Опыт проводили на рыбах. Когда рыбе закрывали один глаз и ее кормили, она нормально реагировала. Второй глаз закрыли и пугали ее, она уплывала. Когда закрыли колпаками оба глаза, она начала метаться и заболела. Если у кошки перерезали мозолистое тело, которое связывает полушария между собой, то поведение ее менялось резко, каждое полушарие работало обособленно, а должно как единое целое.

Сверху полушария покрыты серым веществом – корой. Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон и выполняющих проводниковую функцию.

Учитель: Найдите в учебнике на стр. 70 серое и белое вещество мозга. Кора состоит из серого вещества. Что это?

Ученик: Тела нейронов.

Учитель: Обратите внимание на экран. (слайд 6) Это нейрон. В чем особенность нейронов коры?

Ученик (Надя Л.): Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Большое количество отростков необходимо для формирования многосторонних связей. Общая поверхность коры у взрослого человека 2200 см 2 . В коре сконцентрировано 14 млрд нейронов.(слайд 7) Поверхность коры собрана в складки. Выступающие части образуют извилины, а углубления – борозды. Различают три главные борозды – центральная, боковая, теменно-затылочная. Они делят полушарие на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную (показывает борозды и доли на экране, остальные ученики обозначают их на рабочем листе – слайд 8). Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и др.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны.

А сейчас найдите на рис. в учебнике все названия зон и укажите те, о которых мы не говорили.

Ученики находят и называют зоны на рис. стр. 71.

Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

(показывает на экране - слайд 9).

Учитель: Однажды я упала и ударилась затылком. У меня полетели искры из глаз. Как объяснить этот факт?

Ученик: Ушиб пришелся на зрительную зону. Она находится в затылочной доле.

Учитель: А сейчас попрошу часы поднести к виску. Вы слышите тиканье часов. Почему?

Ученик: В височной доле находится слуховая зона.

Учитель: Первое время считали, что лобные доли нужны для того, чтобы ГМ не стучался об череп. Затем выяснили, что очаги некоторых психических заболеваний (шизофрении) локализованы в лобных долях. И пытались лечить психических больных лоботомией – удаление лобных долей. Как вы думаете, ребята, к чему это приводило?

Человек превращался в растение, т.к. в лобных долях находятся центры, отвечающие за обучение, память, мышление.

Учитель: Правильно. Поэтому при травмах лобных долей человек теряет способность к обучению. Лобные доли связаны с высоким уровнем психических способностей человека, а также ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Зоны мозга позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.

Валеологическая пауза.

Каковы особенности ГМ человека? Мозг имеет большие размеры и большой вес. Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее. По относительному весу мозга лидируют китообразные (финвал) (слайд 10, 11) Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и не вес, то, что же является отличительной особенностью мозга человека? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга человека и животных – он симметричен. Его правая и левая половина построены однотипно, как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. функционально асимметричны (слайд 12)

Оба полушария не зависимы друг от друга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружно участвуют в работе головного мозга, дополняя способность каждого. С другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом. Полушария выполняют функцию сотрудничества. (слайды 13, 14)

Ученик: Мозг питается только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Если лишить мозг общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Также мозг отключается, когда информация не является новой.

Учебный эксперимент.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам тест на выявление ведущего полушария.

Возьмите ручки и бумагу. Ответы записывайте буквами: П или Л, в зависимости от ведущего органа.

    Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец правой руки (П) или левой (Л)? Запишите результат.

    Сделайте в центре листа бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на вытянутых руках на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается (становится невидимым), если вы закрываете правый глаз или левый?

    Встаньте в позу «Наполеона», т.е. сложите руки на груди. Какая рука оказалась сверху (открыты пальцы какой руки)?

    Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?

Расшифровка ответов:

    Л – вы человек эмоциональный, П – у вас аналитический ум.

    Л – склонны к кокетству, П – к простодушию.

    П – говорит о настойчивом, агрессивном характере, Л – о мягком и податливом.

    Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, чего и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев большое количество левшей, как например, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Сильвестр Сталлоне, Том Круз и др.

Итоги урока (устный опрос)

Где находится основной центр речи? (левое полушарие)

Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой подробностей? (правое)

Какое полушарие работает больше при чтении математической задачи, стихотворения? (левое)

Ребята, я хотела бы закончить наш урок словами И.П. Павлова (слайд 15)

Домашнее задание.

Составьте кроссворд на тему «Нервная система человека», используя материалы учебника и дополнительную информацию.

При подготовке к уроку были использованы:

Литература:

    Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012

    Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина/авт.-сост. Т.В. Козачек, 2006

Ресурсы сети Интернет:

    http ://www .medicinform .net /human /fisiology 7_7

    http://www.medicinform.net/human/anatomy /anatomi 1_2.htm

    http;//www.nsportal.ru

    www .zavuch .info

    www .mirBiologii .ru

    http ;//uchportal .ru

Просмотр содержимого презентации


Какие утверждения верны?

1 . Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

  • А. Меньше 950 г.
  • Б. 950 – 1100 г.
  • В. 1100 – 2000г.

2. Головной мозг человека состоит из:

  • А. Ствола и полушарий большого мозга.
  • Б. Мозжечка и полушарий большого мозга.
  • В. Ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

  • А. Среднего мозга
  • Б. Спинного мозга.
  • В. Промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

  • А. Средний мозг и полушария большого мозга.
  • Б. Мозжечок и промежуточный мозг.
  • В. Полушария большого мозга и мозжечок.

  • Головной мозг расположен в полости … и имеет массу от … до … грамм.
  • Ствол головного мозга включает в себя следующие отделы: продолговатый, … , средний мозг и … мозг.
  • Самый крупный отдел ЦНС – полушария большого мозга, поверхность которой образует борозды и … .
  • Крупные … делят полушария на доли: лобную, … , затылочную и … .







«Средняя масса головного мозга

животных»

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

МАССА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Домашняя кошка

Мартышка

Домашняя свинья

Паукообразная обезьяна

Индийский слон



Функциональная асимметрия

Характеристика распределения функций между левым и правым полушариями




Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...”

И. П. Павлов



Литература:

1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012

2. Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина/авт.-сост. Т.В. Козачек, 2006

Ресурсы сети Интернет:

http :// www . medicinform . net / human / fisiology 7_7

http://www.medicinform.net/human/ anatomy / anatomi 1_2. htm

http;//www.nsportal.ru

www . zavuch . info

www . mirBiologii . ru

http;//uchportal.ru


Разработка открытого урока по биологии для учащихся 8-го класса на тему

« »

Раевская Евгения Юрьевна, учитель биологии

Цель урока: Показать строение и значение коры больших полушарий головного мозга.

Задачи урока:

    Дать биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий головного мозга;

    Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения головного мозга;

    Показать, что кора больших полушарий – основа психической деятельности человека;

    Показать наследственные нарушения нервной системы, головного мозга.

Литература:

    Балабанова В.В. и др. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2003.

    Кузьмина И.Д. Биология. Человек.9 класс: Методическое пособие к учебнику под ред. А.С. Батуева “Биология. Человек. 9 класс” – М.: Дрофа, 2000.

    Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек.9 класс. -2-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989.

Оборудование и материалы:

    Печатные пособия (таблицы по нервной системе).

    Разборные модели головного мозга.

    Карточки для контроля знаний учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

(Подготовка к уроку учащихся, тема и ход урока.)

II. Повторение пройденного (домашнего задания)

Фронтальный опрос учащихся по теме: "Головной мозг и его отделы".

Вопросы :

    Где располагается головной мозг человека7

    Из каких частей состоит головной мозг?

    Что в себя включает задний мозг?

    Какую функцию выполняет средний мозг?

    Каковы функции продолговатого мозга?

Продолжите предложение (на карточках 1) – читают вслух учащиеся.

    Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью ___________

    Нервная система подразделяется на две части: ______________________________

    Скопления тел нейронов образуют _______________ головного и спинного мозга.

    Тела нервных клеток могут лежать и за пределами центральной нервной системы, вблизи внутренних органов или в их стенках, образуя здесь_______________________________

    Электрическая волна, бегущая по нервному волокну, называется______________________

    Ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований - рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы есть_________________..

    Передний мозг состоит из промежуточного мозга и_____________________

Игровой момент – лабораторный опыт № 1 – Работа промежуточного мозга учащихся.

Все ребята делают зарядку, а затем учитель громко неожиданно дает команду “ЗАМРИ”. Учащиеся застывают в разных позах (позный рефлекс промежуточного мозга).

Учитель: Кто покажет на плакате отделы головного мозга? (К доске выходит учащийся.)

Делаем вывод, что головной мозг состоит из ________ отделов и коры больших полушарий – тема нашего урока!

III. Изучение нового материала

Запись в тетрадь – тема урока. На доске написать план работы на уроке.

План:

    Строение коры больших полушарий.

    Основные доли коры больших полушарий и их функции. (страница 31-32).

    Повреждения коры больших полушарий, наследственные нарушения.

Учитель: Большие полушария переднего мозга являются самым крупным образованием головного мозга. Они сверху покрыты серым веществом – корой, которая образует множество складок, борозд и извилин. Складчатое строение увеличивает поверхность коры и ее объем, а значит, и число образующихся ее нейронов. У человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток. Скопления серого вещества находятся и под корой в глубине полушарий. Здесь расположены различные подкорковые ядра.

Кора больших полушарий – высший отдел центральной нервной системы. Она отвечает за восприятие всей поступившей в мозг информации, за управлением всеми сложными мышечными движениями. Именно с функциями коры связана мыслительная и речевая деятельность и память. (на плакате показать данный отдел)

Схема на доске:

ЦНС----- 2. головной мозг -------- 3. кора больших полушарий --- 4.серое вещество

Кора больших полушарий состоит из четырех долей:

1. ЛОБНОЙ. 2. ТЕМЕННОЙ. 3. ВИСОЧНОЙ. 4. ЗАТЫЛОЧНОЙ.

(Показывает на доске – на плакате.)

Основные доли коры больших полушарий и их функции.

Самостоятельная работа в парах. (время – 5 минут на выделение объектов) .

Заполнение таблицы в рабочих тетрадях (стр. 31–32). Самоконтроль.

Смотрите страницу 33. Учитель: Повреждения коры больших полушарий - наследственные нарушения возникают при:

    травматических ситуациях (пролом черепа)

    нарушении кровоснабжении серого вещества (гематомы - инсульты)

    наследственные нарушения – могут быть обусловлены факторами внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями, перенесенными матерью в период беременности.

Болезнь ДАУНА – наличие 3 хромосом вместо 2 в 21 паре хромосом человека = слабоумие, заниженная способность к обучению.

Олигофрения – слабоумие, возникает при увеличении или потере Х – хромосомы у женщин, генная мутация.

Менингит – вызывается бактерией. Заражение происходит от больного воздушно- капельным путем при разговоре, кашле и чихании. Происходит гнойное воспаление оболочки мозга и его отделов.

    Алкоголь очень сильно влияет на отдельные отделы нервной системы,в том числе и на кору больших полушарий. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон ИВАН Петрович ПАВЛОВ назвал “бунтом подкорки”. Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. При нарушении зрительной зоны коры начинает в глазах двоится.

Стихотворение :

Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет – Все от этих проклятых сигарет.
Строг приговор: за страсть к курению пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.

Вывод : Кора больших полушарий – высший отдел центральной нервной системы, отвечающая за мыслительную и речевую деятельность, память, работу органов чувств, мышц и суставов. Кора больших полушарий – это” главный компьютер организма”

IV. Домашнее задание

(9–10, доклад о влиянии наркотиков на нервную систему.)

Оценки за урок.

V. Итоги урока

(Выдаются карточки 2 учащимся – читают вслух.)

Карточки 2

    В 1 куб. мм коры больших полушарий содержится не менее 30000 нейронов. Мозг реагирует лишь на 1% информации, 99% информации “отбрасывает” как не нужную.

    Один из учеников Франца Галя, сделал 700 вскрытий мозга и подтвердил, что расстройство речи связаны с заболеваниями лобной доли коры больших полушарий.

    Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает память и внимание, наступает торможение работы головного мозга.

    Вредные привычки нужно изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим.

    И.П. Павлов говорил: “…неудержимый со времен Галилея ход естествознания впервые заметно приостановился перед высшим отделом мозга”

Карточка 1

    Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью ____________________

    Нервная система подразделяется на две части: __________________________

    Скопления тел нейронов образуют ___________________________ головного и спинного мозга.

    Тела нервных клеток могут лежать и за пределами центральной нервной системы, вблизи внутренних органов или в их стенках, образуя здесь ________________________

    Электрическая волна, бегущая по нервному волокну, называется _______________________

    Ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований - рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы есть ___________________

    Передний мозг состоит из промежуточного мозга и ____________________________

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого) , соединённых мозолистым телом . Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга .

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое - за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Серое вещество образует кору головного мозга .

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Кора больших полушарий головного мозга - это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около 2000-2500 см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную . Между бороздами расположены складки коры полушарий - извилины .

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли , отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной , именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны :
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.