Таинственная незнакомка картина. Русская джоконда

Крамской. Неизвестная. 21 июля 1883 года в Санкт-Петербурге на вернисаже великого портретиста Ивана Крамского светское общество было восхищено, потрясено, шокировано и даже оскорблено. На портрете была изображена дама в час прогулки по Невскому проспекту. Она появилась из зимнего тумана в открытом экипаже. Откинувшись на спинку коляски, незнакомка смотрела на окружающих с гордостью женщины, сознающей своё обаяние. Её взгляд можно было бы назвать даже надменным, если бы не затаённая грусть в больших, тёмных глазах.

Художник, на чьё внимание и время претендовали самые богатые люди высшего света, в качестве центрального полотна выставил “Неизвестную”, которую действительно никто не знал. Как такое могло быть, ведь она так прекрасна, так великолепно и изысканно одета.
– Воистину уважаемый господин Крамской надумал эпатировать нашу публику на этой выставке!
– Что до его портретов, то всё это было скучно, сухо и невыразительно. Здесь же мэтр проявил наконец изящество вкуса.
– Мне думается, сие лицо – суть есть вымысел, навеянный образами наших уважаемых писателей!

Так отреагировала публика на “Неизвестную”.

Крамской. Неизвестная. Анна Каренина?

Многие склонялись к мысли о том, что Крамской изобразил на портрете Анну Каренину. Ведь все помнили о том, что первый портрет Льва Николаевича Толстого был написан Крамским в то время, когда писатель работал над этим произведением.

«По одному взгляду этой дамы Вронский определил её принадлежность к высшему свету. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся тёмными от густых ресниц серые глаза дружелюбно остановились на его лице, как будто она признавала его. И тотчас же перенеслись на проходившую толпу, как бы ища кого-то.»

Крамской. Неизвестная. Настасья Филипповна?

Хотя – маловероятно. При первом взгляде на картину зрители понимали, что изображена не знатная дама. Скорее всего – богатая содержанка. Настасья Филипповна? В январе 1881 года Россия прощалась с Ф.М.Достоевским. В последние годы никто не писал портретов писателя. И сам Крамской, известный портретист, не обратился к этой теме… Как же это исправить?

«Князь подошёл ближе к свету и стал глядеть на портрет Настасьи Филипповны. На портрете действительно была изображена необыкновенной красоты женщина. Глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый, как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице. И в то же самое время что-то доверчивое, что- удивительно простодушное. Эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты.»

Крамской. Неизвестная. Отзывы публики

«Кокотка в коляске – это не картина, а потуги – писал Стасов Третьякову, – как ей далеко до портретов Григоровича, Льва Толстого. Как я желал бы прежнего Крамского. По-моему он теперь на скользкой дороге!»

Крамского атаковали мужчины, но он так и не назвал свою модель. Критики отметили не только красоту женщины, но и её редкий аристократический тип, бесконечную надменность дамы, не знавшей себе равных, мастерски переданную художником.

Крамской. Неизвестная. Тайна портрета

Критики могли ошибаться. То была не надменность, а горе и боль. Говорили, что это трагедия и самого художника. Племянник Бестужевой заехал в тётушкино имение буквально на один день. Увидел молоденькую горничную, привезённую из деревни, и, сражённый, пал к ногам тётки, прося разрешение на женитьбу. Тётка не устояла перед просьбами любимого племянника и молодые обвенчались.

Обучить молодую Бестужеву манерам оказалось очень легко, так же как языкам и пению. Умение же одеваться ей было дано свыше. И каждый мужчина, входящий в дом супругов становился её рабом. Молодой муж измучился вызывать соперников на дуэли. Пленником красоты модели стал и сам Крамской, который добился разрешения писать её портрет. Ревность же мужа дошла до безумия. Когда родные добились разрешения на развод, молодая женщина уехала в деревню, к своей сестре. За ней бросился и Крамской, но нашёл только ее могилу. “Неизвестная” осталась лишь на его полотне.

Слишком неправдоподобно? Да и молодую Бестужеву, если таковая и была, должны были знать в свете… Ходили разговоры и о цирке Чинезелли, что изображена жена владельца цирка, тем более, что на портрете – этнически южный тип лица…Позже, после смерти художника, в его бумагах нашли карандашный набросок женского лица, сделанный на вокзале, черты которого очень напоминали “Неизвестную”…

При жизни же художник так и не открыл своей тайны….Она до сих пор смотрит на нас своим долгим, печальным взглядом…

Другие рассказы о картинах и художниках найдёте в разделе или .

ПОЛИЦИЯ НРАВОВ!!! ПОЗВОЛЬТЕ ВАШ ЖЕЛТЫЙ ПАШПОРТ, МАДАМ БЕЛЛА?!

О картине Крамского "Неизвестная" написано много литературы, которая раскрывает тайну этого шедевра. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный и даже загадочный. Во всяком случае так утверждают ценители творчества Ивана Крамского.

Однако старые опера из группы комиссара Катара, решили разобраться с этой дамой и не полагаться на мнения возвышенных ценителей. Мы пересмотрели множество портретов прошлого и пришли к поразительному выводу. Итак, начнем с одежды: её наряд - на голове шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто покроя „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет. Все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако, они не означали принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

В 19 веке, светская дама относилась иначе к моде, чем сейчас и ее одежду определяли правила императорского двора, но никак не французских кутерье. Последние умельцы обслуживали совсем иных дам, не имеющих отношения к высшему свету.

Итак, раскрываем тайну "Незнакомки" Крамского. На этой картине изображена дама, которых именовали камелиями, высший ранг женщин свободного поведения, самая обычная проститутка, находящаяся в поиске. На картине видно свободное место слева в коляске, которое было положено занимать либо мужу, либо прислуге. Приличные дамы сами никогда не ездили, поскольку это был знак "ищу богатого любовника". Камелии отдавали себя на содержание богатым любовникам и нередко получали от них целые состояния. Сегодня, искусствоведы утверждают, что никто не может установить личность этой дамы, поскольку Крамской не оставил никакой информации о ней. Нам совершенно не понятна такая постановка вопроса, поскольку едва начав разбираться с этим портретом, стоящим на грани тематической картины, мы нашли свидетельства самого художника и его приятелей, называвших эту даму "графиней Залётовой".

Конечно, никакой такой графини не существовало в Российской империи, а была Белла Куперфильд, дочь портного Соломона Куперфильда из украинского местечка Жмеринка. Белла однако себя называла Мари и одно время подвизалась на театральных подмостках. Однако, карьера актрисы не задалась, а купец 1 гильдии Мишка Хлудов, миллионер и гуляка, сразу оценил прелести "графини". С его легкой руки и пошла по рукам сия дама, поменяв много богатых кавалеров. Кстати, сидит она в хлудовской коляске, а картина писана в 2 этапа, наложением одного изображения на другое. Вы знаете, господа, создается впечатление, что в российской истории нет ни одного правдивого места, а искусствоведами в Третьяковской галерее, работают исключительно шарлатаны.

Мы уже рассказывали про картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и поясняли, что известная картина это просто дружеский шарж, на украинизированное общество при киевском губернаторе. Настоящая картина висит в Днепропетровском музее и на ней нет никаких шаровар или кривых сабель с "оселедцами". Там вполне приличные казаки, похожие по одежде на донских казаков того времени. Возникает вопрос, чему вообще можно верить в пояснениях искусствоведов, не знающих правил приличного поведения для женщины 19 века? Мы не спорим в эстетической ценности этой картины, но хотим сказать, что пора наукой заниматься людям не стремящимся в ней достичь карьеры академика, а вернуться к самородкам типа Ломоносова, Столетова, Менделеева, Фоменко и прочих порядочных людей, способных на подвиг. А не слепо доверяться тем, кто просто переписывает друг у друга откровенный бред псевдо-научных рефератов.

Нехорошо, господа искусствоведы, очень нехорошо! А вам дорогие читатели настоятельно советуем, перед посещением музеев, сначала разобраться в их экспозиции дома, а уж потом, имея свое мнение осматривать раритеты. Как правило смотрители не в состоянии ответить на элементарные вопросы, не говоря уже о тонкостях.

Например, осматривая Колизей в Риме, наш коллега задал вопрос, что за табличка расположена у его входа с правой стороны. Совершенно не привлекательная табличка, наличие которой было открытием для маститого гида. И лишь когда его подвели к ней, он прочитал изумленно: «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII». Еще бы, ведь если перевести это на русский язык, то возникает текст вот такого содержания «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Поскольку этот папа правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. Римский Колизей это реконструкция, якобы на месте древних развалин, а ход этого строительства руины изображен на фресках залов Борджиа в Ватикане.

Перед вами новодел, господа, постройка начала 19 века, выполненная в таком виде, как вы ее сегодня видите. Не разрушенная варварами, а так и построенная. Причем полностью содранная с настоящего Коллизея в Стамбуле, который и есть НАСТОЯЩИЙ РИМ. Прочитав это, многим захочется выругаться, как этого хотелось нам. Иногда мы страшно жалеем, что Катар нам это запрещает делать в общении с читателями. А так бы хотелось грохнуть тяжелыми сапогами, да рассказать всю правду про Ивана Крамского и его даму из института "еврейских жен".

ОСГ комиссара Катара

Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.

Нераскрытая тайна

Картина "Незнакомка" вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов.

В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.

Рождение шедевра

История картины "Незнакомка" Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера. Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы. Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал, что породило множество слухов и версий. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе.

Литературный персонаж?

Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: "В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной".

Картина "Незнакомка" появилась после опубликования романа "Анна Каренина" Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения "Идиот" Достоевского.

Дочь или грузинская княжна?

Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Если сравнить "Незнакомку" с портретом Софьи Крамской ("Девушка с кошкой"), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила В. Туркестанишвили - фаворитка царя Александра I. После того как она родила императору дочку, самодержец потерял интерес к фрейлине и ее ребенку. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Когда Крамской узнал трагическую судьбу фаворитки и увидел ее портрет, то был поражен красотой грузинской княжны и захотел передать образ гордой женщины в своей работе.

Собирательный образ?

Искусствоведы придерживаются версии, что картина "Незнакомка" (ее часто называют "Неизвестная") - это собирательный образ женщины, о которой не говорят в приличном обществе.

Накрашенные губы, наведенный румянец, модная дорогая одежда выдают в ней содержанку, находящуюся на обеспечении какого-то богача. Художественный критик и историк искусства Стасов даже назвал полотно "Кокоткой в коляске".

Этюд и полотно: различия

А после того как был обнаружен этюд к полотну в частной чешской коллекции, специалисты пришли к мнению о том, что автор картины "Незнакомка" действительно хотел изобразить надменную даму, свысока глядящую на окружающих. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. То, чем она занимается, накладывает отпечаток на ее внешность, и одним из признаков, характеризующих даму, является вульгарность. Однако в окончательном варианте Крамской облагородил внешние черты прелестницы, дразнящей своей красотой. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми.

Описание картины "Незнакомка"

На холсте изображена молодая женщина, одетая по последней моде: шляпка с перьями, отороченное атласными лентами и соболиным мехом пальто, кожаные перчатки. Однако это не говорит о принадлежности к высшему свету, а подчеркивает лишь элегантность дамы.

Несмотря на то что известные здания Санкт-Петербурга написаны в виде набросков, они вполне узнаваемы, и специалисты назвали место действия, не вызывающее никаких сомнений, - Невский проспект. Прекрасная особа, детали гардероба которой тщательно выписаны, проезжает по заснеженному Аничкову мосту в открытом экипаже. Гордая и надменная, она показывает свою красоту напоказ, и в этом можно увидеть некий вызов обществу.

От розовато-белой морозной дымки как будто исходит ощущение холода, ведь прекрасно владел приемами, передающими воздух и свет, талантливый живописец Иван Крамской. "Незнакомка" - это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной. Смуглая прелестница словно дразнит зрителя чувственной красотой, а в глазах ее читается легкая грусть. Крамской показывает внутренний мир дамы, чувствующей себя незащищенной и страдающей от фальши людей. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество. Картина "Незнакомка" - это его размышления о нравственности и красоте, а также о соотношении этих двух понятий.

Любопытно, что в советское время образ дамы, вызвавшей скандал в XIX веке, был переосмыслен и приобрел романтическую ауру после выхода "Незнакомки" Блока. Величественная красавица, имя которой вряд ли кто сможет узнать, стала идеалом утонченности и духовности. Сегодня зрители, затаив дыхание, рассматривают полотно, на котором женский характер автор блестяще показал "изнутри", и новые поколения будут вглядываться в огромные глаза женщины, чтобы узнать ее тайну.

И.Н. Крамской"Неизвестная" 1887 год.Москва.Третьяковская галерея.

КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину... Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?

Одетая по последней моде 1880-х гг., с гордым, таинственным и чуть надменным взглядом, она выглядит как царица на фоне белого туманного города. На ней шляпка с легкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Все эти детали характеризуют дорогую элегантность, но не говорят о принадлежности к высшему свету, скорее - наоборот.

Изображение женщины не погружено в атмосферу зимнего морозного пейзажа, а помещается как будто перед ним. С большой тщательностью художник пишет все детали гардероба дамы – возникает ощущение вызова, как будто красота выставлена напоказ.

Фрагмент картины.Неизвестная".
Чувственная красота женщины, ее грациозная осанка, смуглая кожа, темные глаза и бархатные ресницы как будто дразнят зрителя. Но при этом в глазах женщины угадывается и некоторая грусть, какая-то драма – возможно, автор хочет показать чувство незащищенности перед фальшью и холодным расчетом общества, в котором она живет.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВЕРСИЙ,КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОЙ КАРТИНЕ.
ПЕРВАЯ из них,что портрет написан с жены художника Ярошенко -Марии Павловны Ярошенко., либо с его племянницы, т.к. обнаруживается некоторое сходство в лице.

Портрет Марии Павловны Ярошенко.1875год.Худ.Ярошенко

ВТОРАЯ версия, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа..

СЛЕДУЮЩАЯ версия,что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.

ЕСТЬ и достаточно сенсационное предположение о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской…
В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но... дочь ему родила не законная императрица, а его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь - Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому, она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске на картине. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.

САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ВЕРСИЯ и потому воспринимаемая, как самая правдивая. По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.

Бестужев был так очарован ее красотой, увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной. Позже женился на ней.
Матрена Саввишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о ее красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее. Светская знать не могла простить ей простого происхождения.Рассказывали, что однажды Матрена Саввишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Саввишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Саввишне.
Возможно художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ и написал картину, в которой Матрена Саввишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ; этой простой русской; женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту

Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано.

Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.


Неизвестная.Этюд.1883 год. Собрание доктора Душана Фридриха.Прага.

В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте.

Появление на выставке "Неизвестной" вызвало большой ажиотаж. Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику дразнящим взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, - она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.

Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его "Неизвестная", и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Зорким глазом художника он отметил - тут все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые...

Скажи, кто она? - приставали друзья к художнику.

- "Неизвестная".

Называй, как хочешь, но скажи - откуда ты взял это сокровище?

Придумал.

Но ведь писал с натуры?

Может, и с натуры...

Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. “Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха”, - констатировали некоторые. В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности.

КАК ПО ВАШЕМУ? КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ БОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНА?


«Неизвестная» - портрет красивой, но чем-то взволнованной женщины на фоне Невского проспекта.


И. Е.Репин рассказывал в своих воспоминаниях о том, что когда появилась эта картина на XI –ой выставке художников-передвижников, все были буквально заинтригованы – кто эта женщина?


Ни первые биографы, ни его дочь Крамская-Юнкер не подтверждают ни одну из предположений – кто же это женщина? А версий было много. Дочь художника утверждала, что писался портрет с разных натурщиц, и образ этот собирательный. Одни говорили, что художник увидел эту красавицу на улице, в проезжающем экипаже, другие – о том, что это образ Анны Карениной (за несколько лет до появления картины Крамского был опубликован роман Толстого «Анна Каренина»).


Хотя литературные образы женщин, которые послужили бы прообразом картины, можно было называть и называть. Во многих произведениях русских писателей и поэтов образ женщины, противостоящей обществу, был весьма популярен. А на картине красавица именно такой и воспринимается.



Возможно и Крамской затронул эту тему. Художник как бы смотрит на свою модель со стороны, заставляя зрителей додумывать, кто она, какова её судьба, что за чувства скрываются за этой красотой и надменным взглядом полуопущенного взгляда прекрасных глаз. Но среди эскизов Крамского был найден и такой, где изображена молодая женщина, сидящая в коляске. Она с вызовом смотрит на проходящих.


Её внешний вид – растрёпанные волосы и не совсем свежий туалет, вызывает насмешки. Так ли первоначально хотел изобразить художник красавицу? Крамской намеренно называет портрет «Неизвестная», будто знал, что зрителей он остановит и заставит задуматься над её судьбой. Картина вызвала много толков своей загадкой. Кто она?


Многие сошлись на мысли, что Крамской изобразил богатую содержанку. В. Стасов придумал определение - «Кокотка в коляске», а П. Третьяков не захотел покупать эту работу. И в собрании Третьяковки она появилась в результате национализации частных коллекций лишь в советское время в1925г., когда скандальность образа «Неизвестной» постепенно забылась, а картина неизвестной стала воплощением аристократизма.



Крамской говорил как-то Репину: «Не в том дело, чтобы написать ту или другую сцену… жизни. Она будет простой фотографией с натуры, этюдом, если не будет освещена философским мировоззрением автора и не будет носить глубокого смысла жизни…». Вот о чём наверное думал художник, рисуя портрет красавицы, о её жизни…


Крамской был одареннейшим портретистом. Его способность передать внутренний мир изображаемого на портрете многим казался сверхъестественной. Крамской пишет картины «Лунная ночь», «Неутешное горе», «Неизвестная». Три женщины, три судьбы.


Неизвестная отличается тем, что лицо женщины приближено к зрителю. Можно разглядеть и матовость бархатистой кожи, и тени от длинных ресниц, и слёзы в глазах, которые маскируются холодным и гордым выражением лица, розовая морозная дымка выписана столь виртуозно, что наяву несет ощущение холода.


Образ неизвестной некоторые называют магическим. Посмотрите на картину, каждая деталь на ней заставляет нас задумываться – кто же это такая, мы рассматриваем мягкую синеву её бархатного костюма, украшенного и лентами, шапочку со страусовым пером, возникает какое-то щемящее чувство о судьбе этой женщины – не сыграла ли её красота роковой роли в этой судьбе? Это и поныне осталось тайной.




Картину Крамского называют часто не «Неизвестная», а «Незнакомка», видимо под воздействием блоковской «Незнакомки».


Чувственная красота, недосягаемая и неприступная, чуть высокомерный взгляд и глубокая грусть не оставляет равнодушным ни одного зрителя – «Неизвестная» и по сей день остаётся неизвестной.