Толкования на Мф. Евангелие о талантах Верный в малом над многим поставлен будет

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея . В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль : любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

Комментарий : я специально привела притчу полностью, поскольку в ней, кроме общепринятой линии, есть еще две, весьма любопытные и полезные для объяснения.

Несмотря на то, что слово «талант» изменило свое значение, смысл фраза сохранила. Мало иметь талант. Он требует заботы, развития и большого труда. Только в этом случае можно что-то ожидать. В рамках детской психологии эта фраза может иметь и такое значение – чтобы ребенок стал взрослым, способным эффективно реализовать себя, в него нужно вложить много сил.

Две дополнительные смысловые линии, о которых почему-то не упоминается в связи с этой притчей, следующие. Последний раб обратился к хозяину с оценкой его личности. В ответ и сам получил оценочное суждение. Это полезная иллюстрация неэффективного взаимодействия: оценочное суждение болезненно задевает человека и всегда ошибочно, так как неполно описывает личность. Стоит учить детей, обращаясь к другим, не пользоваться выражениями: «Ты – такой-то (такая-то)».

Последняя смысловая линия связана с фразой хозяина, который спокойно говорит, что приумножится у того, кто имеет, а у того, кто не имеет, только отнимется. Это реальность жизни, хотя политики постоянно говорят об ином.

Диапазон применения байки : групповой тренинг с подростками, направленный на обсуждение всех трех смысловых линий, входящих в притчу. Индивидуальное консультирование родителей по поводу одаренности ребенка.

Другие новости по теме.

Евангелие от Матфея 25:14-46
Ключевой стих 25:21

«Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Благодарим Бога, за то, что Он обильно благословил нашу конференцию. Сегодняшнее слово даёт нам направление после конференции, как нам жить. В 25-ой главе от Матфея есть 3 притчи, которые подготовляют нас ко второму пришествию Иисуса Христа. Первую притчу, о десяти девах мы слушали на конференции. Если притча о десяти девах говорит нам о внутренней духовной позиции, что мы должны бодрствовать, то притча о талантах и притча об овцах и козлах говорят нам о более конкретном: как и для чего мы должны жить, ожидая второе пришествие Господа Иисуса.

Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы мы стали добрыми и верными рабами, которые принесут много плодов Господину нашему.

I. Хорошо, добрый и верный раб! (14-30)

С 14-го по 30-й стихи мы видим притчу о талантах. В этой притче главная тема не талант, а о верном рабе. То есть, Бог хочет, чтобы мы через эту притчу стали верными рабами, которые верно служат Господу, используя талант, данный Богом.

Взгляните на стихи 14, 15. «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». Здесь человек символизирует Иисуса. Как тот человек отправился в чужую страну на долго, Иисус вознесся в Царство Бога после Своего воскресения и придет во второй раз. Один человек поручил своим рабом свое имение; одному 5 талантов, другому 2, иному 1. С Евангелия от Луки 19:30 мы знаем, что здесь слово «поручить» имеется в виду «употреблять в оборот». Один талант равнялся 6000 динариям, а один динарий это зарплата одного дня рабочего. То есть один талант — это не маленькая сумма. Господин доверял своим рабом и поручил им свое имение. Это для рабов было большой привилегией: быть рабом у такого доброго богатого господина. Господин дал каждому по его силе, и отправился.

Как в этой притче господин дал каждому талант, Бог дал каждому человеку талант. Это, сперва, наша жизнь и наши способности. Бог дал каждому уникальный талант. Нет ни одного, у кого нет талантов. Каму-то Бог дал побольше, а кому-то поменьше, но дал по его силе. Бог дал нам талант, чтобы мы использовали его ради Его славы, и принесли Ему плоды.

Обратимся к стихам 16, 17. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Получившие 5 талантов и 2 таланта пошли, употребили их и приобрели другие 5 талантов и другие 2 таланта. Это занимало очень долгое время, как долго господин их не пришел. Но они от благодарности, радости, что хозяин их любил и доверял им, терпели трудности. Они хотели угождать своему господину. Они хотели быть пригодными своему господину. Они ждали дня возвращения своего господина. И когда наконец-то он пришел, с радостью отчитывались: «господин! пять талантов ты дал мне: вот, другие пять талантов я приобрел на них» , «господин! два таланта ты дал мне: вот, другие два таланта я приобрел на них» .

Они были наполнены радостью оттого, что они были использованы в его деле, оттого, что они угождали ему. Больше всего они радовались, оттого что они снова смогли видеть своего господина. Они ничего не требовали от господина, а дали ему с радостью их прибыль.

Тогда что сказал их господин? Стихи 21,23. «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Господин их не сказал им: «Здорово! Еще мои 5 талантов заработали, молодцы!» Здесь господин не говорил о том, сколько они заработали. А он хвалил их верность: Может, господин заметил, что они сильно похудели от работы, от жары. Может, он заметил, что на их руках есть какие-то раны, следы их труда. Он видел их сердце, как они старались угождать ему. Он знал как они верно, неизменно служили ему. Господин хвалил того, и другого одинаковыми словами, независимо от того, сколько они принесли прибыль ему. И он ставил их над большим и приглашал их в свою радость.

Что сделал получивший один талант? Стих 18. «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Почему он так поступил? Хозяин же сказал ему употреблять в оборот? Но он совсем не повиновался. Почему? В его словах мы видим его причину, когда он отчитывался перед господином. Стих 24: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» .

Первая причина того, что раб так поступал: это его неправильное представление о своем господине. То есть раб имел неправильное представление о нем. Раб думал, что его хозяин как эксплуататор: он ничего не делает, заставляет рабов работать и забирает их плоды труда. Он считал, что его господин жестокий, только интересуется результатом; какую прибыль принесет его раб. Этот раб не любил своего господина, который доверял ему один талант. Когда у него не было любви к господину, у него остались только боязнь, страх и чувство долга.

У каждого человека есть свое представление о Боге, свое неправильное представление. Человек приходит к Богу со своим неправильным представлением и через Библию его взгляд на Бога исправляется. Мы должны встретить Бога через Библию. Если человек исправляет свое неправильное представление о Боге через Библию, то любой станет хорошим учеником, любой будет любить Бога всем сердцем. Потому что Он добр, Он есть любовь, Он есть наш Всемогущий Творец.

Вторая причина того, что раб так поступал: он не ценил один талант и сравнивал с другими. Один талант — это достаточно много. Но когда он сравнивал с 5-ю, 2-мя талантами, ему казалось это слишком мало. Он думал так: «Почему дал этому аж 5, и тому тоже 2, а мне только 1? Что, я такое неважное существо для него? Чего он так меня игнорирует? Чего он меня так не любит?» Когда он сравнивал себя с другими, когда он жаловался на господина, ему казалось, что один талант — ничтожный. Он сомневался в любви господина. Он обиделся на него, и говорит прямо такое слово к нему, что он жестокий, жнет, где не сеял, собирает, где не рассыпал. Его слово на самом деле относится не к господину, а к самому себе.

То, что его господин дал ему один талант, а не пять, было от любви. Но грешная натура человека всегда сравнивает с другими и завидует им. Тогда как этот раб закопал свой талант, человек умертвляет свой талант и станет негодным Богу.

Не говорим ли мы: «Почему Бог дал ему то и то, а мне ничего?» Может вы не закопали свой один талант в земле? Сатана сильно работает через дух сравнения, как однажды в сердце Адама работал, чтобы он сравнивал себя с Богом. Мы очень часто сравниваем себя с другими и попадаем в ловушку сатаны. Мы говорим: «Почему она такая красивая, а я такая демократическая? Почему Бог дал этому семью, машину и успех, а мне ничего, хотя я намного лучше его? О! Если бы Ты дал мне это, как Ты дал ему, я намного лучше служил бы Тебе».

Человек сравнивает с другими не потому, что у него мало, а потому что у него нет благодарности. Потому что он не ценит свой талант. Пусть Господь поможет нам найти свои таланты, чтобы мы служили Ему этими талантами, принесли Ему много плодов.

Третью причину того, что получивший один талант закопал его в землю, мы видим в стихе 25-ом. «и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». У раба была боязнь о потере таланта. Он боялся, что потерпит поражение, занимаясь торговлей, и потеряет талант хозяина. Поэтому он выбрал себе безопасный путь, путь стабильности: закопать в земле свой талант. Он думал, что если он ничего не будет делать, то он не причиняет никакого вреда господину. Поэтому, зачем ему надо было рисковать, куда-то вкладывать свой талант, не зная результат, что будет. А получившие 5, 2 рисковали своими талантами. Они трудились, переживали. И, в конце концов, принесли много прибыли господину. А тот не хотел рисковать. Ему было все равно, какая будет прибыль у господина. Все равно она не своя. Он выбрал себе безопасный путь, спокойный путь. Он не хотел бросать вызов ради господина.

Боязнь, страх есть у всех. Все любят, ищут безопасности, стабильности. Но на земле абсолютной безопасностей, совершенной стабильностей не бывают. Иисус тоже Своим ученикам не обещал такого. Наоборот, Он сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33).

Как же будем жить? Будем жить, стараясь не рисковать ни чем, пытаясь ничего не делать, а только искать безопасность и стабильность? И закопать глубже и глубже свой талант, чтобы не терять его? Или будем рисковать ради Господина нашего, Иисуса Христа, и бросать вызов, чтобы принести плоды талантов? Будем рисковать нашими талантами, данными Господином! Будем трудиться, потому что Он дал нам таланты. Потому что мы желаем быть угодными Ему. Потому что мы ждем того дня, когда Он придет во славе Своей.

Если вдруг мы потерпели бы поражение, неудачу и теряли бы наши таланты, рискуя своими талантами, то я уверен, что всё равно Он скажет нам: «хорошо, добрый и верный раб!» Потому что Он знает наше сердце, нашу верность. Потому что Он знает наши слезы, нашу скорбь, наши шрамы, полученные в служении. Он Единственный, Достойный ради Которого мы служим нашими талантами.

Взгляните на стихи 26-30. Господин называл его «лукавый и ленивый». Здесь луковый означает негодный. Господин говорит ему, что он негодный ему. И господин отнял от него талант и дал имеющему десять талантов, и выбросил его вон.

Пусть Господь помилует нас, чтобы мы стали верными, которые слышат от Него: «хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость господина твоего» .

Я подобен рабу, получившему один талант, закопал свои таланты в земле и сравнивал себя с другими, жаловался и ничего не делал. Бог дал мне много талантов: тонкость, выносливость, боевой дух. Это достаточно много для меня, чтобы я принес Ему плоды. А я сравнивал себя с другими и закопал свои таланты. Я говорил: «У меня не мужественный характер. Я человек маленького масштаба». И завидовал тем, у кого много способностей, у кого есть мужской характер и вид.

Особенно когда возникла проблема здоровья, она была достаточно большой, чтобы покрыть все мои таланты оправданием: «О! если бы не было у меня этой проблемы, я тоже мог бы жить плодоносной, победоносной миссионерской жизнью».

Но через это слово я видел себя, что я как тот раб, закапал свои таланты и стал негодным Богу. Бог дал мне тонкость, чтобы я глубоко копал слово Бога и кормил агнцев. Бог дал мне проблему здоровья, чтобы хоть через это я уповал на Него и взывал к Нему. Потому что иначе я всё время пытался бы своими силами что-то делать. Я благодарю Бога за то, что Он дал мне эти таланты, и что Он дал мне столько. Я молюсь, чтобы принести много плодов Господу, употребляя эти таланты.

II. Притча об овцах и козлах (31-46)

Эта притча говорит о последнем суде, когда Иисус придет второй раз. Эта притча дает нам еще конкретнее, как нам жить, ожидая второе пришествие Иисуса Христа.

Иисус придет второй раз, Он придет в Своей славе. Он придет судьёй, и будет судить все народы. Здесь нет исключения. Все колени, все уста будут покоряться перед Ним. Тогда Он отделит всех людей на две группы: одну по правую сторону, а другую по левую.

Тогда Он скажет тем, которые по правую Его сторону: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне» .

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

Тогда Иисус скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» .

Здесь мы видим, что Иисус судит человека по делам его. Послание к Римлянам 2:7-9 говорит так: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» . Слово «постоянством ищут» означает его цель жизни и стремление.

То есть, человек спасется только верой. Когда человек принимает крест Иисуса и воскресение Его, он получает спасение. Он переходит из царства греха, сатаны в Царство Бога. С того момента его цель жизни, его взгляд на мир — все меняется. Зажигается Христова любовь в его сердце. Он уже живет не ради себя, а ради Иисуса и ради других. Его интерес и радость уже другое. Любить других, служить им — для него естественное дело.

В этой притче праведники так любили ближних. Они поили жаждущих, кормили алчущих, приняли странников.

1-е послание Иоанна 3:17 говорит: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?»

Притчи 19:17 говорит: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» .

Вокруг нас таких хватает. В Африке каждые 3 секунды умирают дети меньше 5-ти лет. В Свазиленд средняя продолжительность жизни всего лишь 38 лет из-за СПИДа, туберкулеза и малярии. И сегодня 2,7 млрд. людей выживают за 2$ в день. В Северной Корее столько людей умирает от голода, что даже официальных данных нет, сколько у них населения.

Другой вопрос, сколько людей попадает каждый день в ад, не зная об Иисусе? Это намного больше и намного серьезнее.

Я вспоминаю, что однажды меня мучил один вопрос: если передо мною человек умирает от голода, что я должен делать в первую очередь — дать ему хлеб или слово Бога? Теперь я понимаю, что надо дать ему и то и другое.

Что же нам делать, ожидая того дня? Любить ближних Христовой любовью! В университете студенты нуждаются в нашей любви. Да благословит Господь каждого из нас, чтобы через нас Бог кормил их хлебом жизни, чтобы через нас Бог одел их одеждой праведности, чтобы Бог через нас напоил их живой водою.

В тот день Иисус скажет тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» . Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Здесь мы замечаем, что Иисус сказал и праведникам и тем, что они относились к Иисусу Самому, когда они относились к меньшему. Значит, Иисус был в нём. Сейчас тоже Иисус в нас и в людях. Он ждет, чтобы мы ответили на Его любовь, и мы подошли к ним с Его любовью.

Сейчас мы живем в конце света. Об этом говорят даже неверующие люди. Как же нам жить? Да благословит всех нас Господь, чтобы мы слушали от Него: «хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего… придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» . Аминь.

Прп. Симеон Новый Богослов

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом

Видишь ли, что верный есть тот, кому вверяется? Кто же не чувствует и не знает, чтоб ему вверено было что-нибудь, тот или не получил благодати Святого Духа, или бесчувствен, и по причине нечувствия его она отступила от него. Ибо Дух Святой, дающий людям мудрость, и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных.

Как никто не может вести торговлю без денег, то Господь каждому верному дает, по силе его и способности, духовный динарий, то есть дар Святого Духа, который бы всегда пребывал с ним во всякое время и во всяком деле. Кому вверен такой динарий и кто получил его, тому надлежит хранить его добре и со всем усердием и терпением стараться приумножить его. И послушай, как он может умножить его. Получает, например, кто-либо дар веры и дар терпения: верою верит он в то, что обетовал ему Бог, а терпением претерпевает скорби и напасти, которые находят на него. Видя, что его встречает многое, противное тому, что обетовал ему Бог, он терпит благодушно, ожидая, пока наконец придет время исполнению обетовании Божиих. Здесь по видимости кажется, будто человек сам перетерпевает, а на деле сила благодати Святого Духа, которую он получил, она содевает в нем терпение и твердость. Если он не забудет о сей силе благодати, ему дарованной, то умножается в нем дар, и он сподобляется получить, что Бог обещал ему дать, ибо христиане верою и терпением наследуют обетования Божий. Если же он забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то теряет благодать и остается обнаженным от нее; и диавол, находя его обнаженным от Божественной благодати, помыкает им, куда хочет и как хочет, – и бывают последняя его горша первых .

Слова (Слово 40-е).

Прп. Макарий Великий

Господь, намереваясь возвести учеников Своих к совершенной вере, сказал в Евангелии: неверный в мале и во мнозе неверен есть, «а верный в мале, и во мнозе верен есть ». Что значит малое ? И что значит многое ? Малое - это суть обетования века сего, все, чем Господь обещал снабжать верующих в Него, например: пища, одежда и прочее, служащее к телесному покою, или здравию, и тому подобное, и о чем повелел вовсе не заботиться, с упованием надеясь на Него; потому что Господь во всем промышляет о прибегающих к Нему. Многое же - это суть дары вечного и нетленного века, какие обещал подать верующим в Него, которые непрестанно об оных заботятся и их у Него просят; потому что так заповедал им: вы, говорит, «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам » (Мф. 6, 33) . Заповедал же для того, чтобы каждый из нас испытан был сим малым и временным, верует ли он в Бога, обетовавшего снабдевать сим, если только мы не будем заботиться о том, а станем пещись о будущем, вечном.

Собрание рукописей типа II. Беседа 48.

Прп. Иоанн Лествичник

Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом» , то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом» , то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. Малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а многим - богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный. Поясняя сказанное, прибавляет: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Неправедным богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять истинное богатство? И нам кто даст наше , когда мы неверно распоряжаемся чужим , то есть имением? А оно чужое , так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел - богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (Флп. 3, 20) . Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом - это сродно нам. - Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне» , то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается (1 Тим. 6, 10) .

Лопухин А.П.

Ст. 10-13 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен…» Это общая мысль, не требующая особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?

От верности в употреблении земного богатства Христос (стих 13) переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением Мамоне. См. Мф.6:24 , где это изречение повторяется.

Притчей о неправедном домоправителе Христос, имевший прежде всего в виду мытарей, научает и всех грешников вообще, как достигать спасения и вечного блаженства. В этом и заключается таинственный смысл притчи. Богатый человек – это Бог. Неправедный домоправитель – это грешник, который долгое время беспечно растрачивает дары Божии, пока Бог не призовет его к ответу какими-нибудь грозными знамениями (болезнями, несчастиями). Если грешник еще не утратил здравый смысл, то он приносит покаяние, подобно тому как домоправитель простил должникам господина те долги, какие он мог бы считать за ними. Но понятно, что вдаваться в подробные аллегорические объяснения данной притчи совершенно бесполезно, потому что тут придется руководиться только совершенно случайными совпадениями и прибегать к натяжкам: как и всякая другая притча, притча о неправедном домоправителе содержит в себе, кроме главной мысли, еще прибавочные черты, которые и не требуют объяснения.

Архиеп. Лоллий (Юрьевский)

Архиеп. Аверкий (Таушев)

В заключение Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше?» – т.е., если вы в земном богатстве были неверны, не умели им распорядиться, как должно, на пользу души, то как можете вы заслужить, чтобы вам поверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Архим. Софроний (Сахаров)

Благодать, даруемая в начале ради привлечения и обучения, иногда бывает неменьшей, чем у совершенных; однако это вовсе не значит, что она усвоена получившим сие страшное благословение. Усвоение Божиих дарований требует длительного испытания и усиленного подвига. В полноте перерождение падшего человека в «нового » (Еф. 4:22 –24) совершается в три периода: первый, начальный – призыв и вдохновение на предстоящий подвиг; второй – оставление «ощутимой» благодатью и переживание богооставленности, смысл которой в том, чтобы предоставить подвижнику возможность явить верность Богу в свободном разуме; третий, заключительный – вторичное стяжание ощутимой благодати и хранение ее, связанное уже с умным познанием Бога.

«Верный в малом и во многом верен; неверный в малом неверен и во многом… Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше? ». Кто в первичный период был наставляем самим действием благодати в молитве и всяком ином добре, и во время длительной богооставленности живет так, как будто бы благодать неизменно пребывала с ним, таковой, по долгом испытании его верности, получит «истинное » богатство, в уже неотъемлемое вечное обладание; иными словами: благодать срастается с природой тварной, и обе сии: благодать и тварная природа – становятся едино. Этот заключительный дар есть обожение человека; сообщение ему божественного образа бытия, безначального, святого; преображение всего человека, чрез которое он становится христоподобным, совершенным.

Те же, что не пребыли верными «в чужом », по выражению Господа, утеряют то, что получили в начале. Здесь мы усматриваем некую параллель с притчей о талантах: «поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… по долгом времени, приходит господин рабов тех, и требует у них отчета… получивший пять… принес другие пять талантов, и говорит: господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять… я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел также и получивший два… и сказал… вот, другие два таланта я приобрел на них… хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты… жестокий… и убоявшись… скрыл талант твой в земле: вот тебе твое. Господин же в ответ: лукавый раб и ленивый… возьмите у него талант, и дайте имущему десять талантов… а у неимущего отнимется и то, что имеет » (Мф. 25:14 –29 и далее).

И эта притча, как и предыдущая, неприложима к обычным человеческим отношениям, но только к Богу: Господин не взял от того, кто потрудился над талантами и удвоил их, но все, и данное, и им приобретенное трудом, – все отдал ему в его владение, как совладельцу: «Войди в радость (обладание царством) Господина твоего ». И когда неиспользованный талант оказался свободным, то и его отдает Господин «имущему десять… ибо всякому » трудящемуся над дарами Божиими «дастся и приумножится » (Мф. 25:29) .

«О молитве». О болезненной молитве, в которой рождается человек для вечности.

Когда мы употребляем это слово по отношению к человеку, то имеем в виду его необычайные, яркие, заметные способности в каком-то деле. В данной статье речь пойдёт о двух притчах о талантах: одной библейской, а другой (менее известной, но ничуть не менее мудрой) авторства Леонардо да Винчи, известной также как «Притча о бритве».

Такие разные таланты

Бывает талант к спорту, музыке, рисованию, языкам, сочинительству стихов или прозы. Вкусно готовить, красиво шить, виртуозно чинить сломанные предметы. Легко зарабатывать деньги, делать открытия в науке и технике, изобретать что-то новое. Располагать к себе людей, поднимать им настроение, вдохновлять и делать лучше их самих или условия жизни для них.

Мы привыкли понимать слово «талант» как нечто совершенно неосязаемое, дарованное природой или некими силами свыше. Наверное, даже найдётся немало людей, убеждённых, что они-то не обладают никакими талантами. Насколько верно? Действительно ли такой дар даётся лишь избранным? Возможно, разобраться в этом поможет притча о талантах.

Что значит «талант»?

Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.

Талант (τάλαντον, «та́лантон») - в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.

Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

Талант человека

Со временем талантами стали измерять - и, соответственно, называть - не количество товара для продажи и не вырученные за него деньги, а особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.

О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом».

Возможно, разобраться в себе поможет притча о талантах. Толкование её может быть осуществлено как с религиозных позиций, так и с точки зрения психологии. А вы уже выбираете тот подход, который больше нравится.

Притча о талантах: мудрость из глубины веков

Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, аллегорическую форму, побуждающую размышлять в поисках ответа. Так появились притчи. Многие из них были сложены столетия и тысячелетия назад, прошли через множество умов и пересказов, в конечном итоге сохранившись до наших дней. Некоторые истории имеют авторов, некоторые дошли до нас как часть священных текстов. Широко известны библейские притчи. С одной из них познакомимся поближе.

Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Любопытно то, что существует не единственная притча о талантах. Евангелие от Луки, например, содержит несколько иной вариант этого рассказа. Кроме того, там вместо денежной единицы «талант» используется «мина», считавшаяся более мелкой монетой. Что касается главного персонажа, то эта версия притчи намекает не на Иисуса, а на древнего правителя Ирода Архелая. От этого вся история приобретает несколько иной смысл. Но мы остановимся на классической версии притчи и рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического.

Раздача талантов

По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты - таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому - два, а третьему - всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние.

Распоряжение талантами

Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое - их стало десять. Господин похвалил его.

Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро - теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина.

Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант - тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его».

Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу - тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее.

Вот такую историю рассказывает притча о талантах. Библия содержит множество коротких поучительных повествований, которые можно адаптировать к реалиям сегодняшнего дня.

Богословское толкование

Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины.

Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности - словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований.

Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта - каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет - всё потеряет.

Психологическое толкование

Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор. Что под этим подразумевается сейчас? Каков смысл данного выражения и самой притчи с точки зрения психологии?

Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут. А если человек зарывает свой талант, отказывается от попыток самореализации, тогда он чаще всего начинает перекладывать ответственность с себя на внешние обстоятельства или других людей, что и сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто не ищет оправдания своему бездействию, заслуживает счастья.

Другая притча о таланте

Оказывается, существует не только притча о зарытом таланте. Другая философско-дидактическая история, принадлежащая перу Леонардо да Винчи, повествует о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву - столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной.

Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться.

Ознакомившись с оригинальным текстом и его толкованиями, можно убедиться, какую силу таит в себе притча о талантах. Для детей также можно использовать эту историю (в литературном пересказе) для домашнего чтения и обсуждения или на школьных уроках. Как и любая притча, данный рассказ заслуживает вдумчивого прочтения и размышления.