Петровский А.В. Словарь

Составитель Л.А. Карпенко

Статьи словаря раскрывают содержание основных понятий важнейших отраслей современной психологической науки. Особое внимание обращено на психологические термины, встречающиеся в общественно-политической литературе, книгах и статьях по философии, социологии, педагогике, управлению, науковедению. Рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами психологии.

ОТ РЕДАКЦИИ

"Краткий психологический словарь" рассчитан на широкий круг читателей, у которых возникает необходимость получить информацию о содержании понятий, используемых современной психологией. В словаре представлены основные отрасли психологии, теоретические направления и концепции, методы психологических исследований, история психологии в ее важнейших чертах.

Специфика "Краткого словаря" наложила определенные ограничения на полноту словника. В результате многие узкоспециальные понятия инженерной, медицинской психологии, патопсихологии, психофизиологии, психофизики и других отраслей психологической науки либо не вошли в словарь, либо включены в статьи более общего характера. Той же спецификой объясняется и сжатость изложения. Связи между статьями (курсивом выделяются отсылки к другим статьям) позволяют читателю получить относительно полный объем сведений, относящихся к интересующему его предмету. В состав словаря не включены термины, которые хотя и используются в психологической литературе, но не являются собственно психологическими и входят в систему других наук1 (философии, педагогики, анатомии, физиологии и т. п.).

Читатель при желании может получить необходимую информацию об этих терминах в специальных энциклопедических и справочных изданиях.

В словаре применяются обычные для справочного издания сокращения. Так, вместо полного названия статьи в ее тексте приводятся лишь первые буквы составляющих это название слов. Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над словарем.

АВТОРЫ СЛОВАРЯ

Абраменкова В. В., Аванесов В. С, Агеев В. С, Андреева Г. М., Асмолов А, Г., Баканов Б. Н., Белкин П. Г., Березанская И. Б., Богомолова Н. Н., Бодалев А. А., Брушлинский А. В., Бурно М. Е., Вавилов В. А., Величковский Б, М., Венда В. Ф., Вербицкий А. А., Вилюнас В. К., Гигщенрейтер Ю. Б., Гозман Л. Я., Гримак Л. П., Гройсман А. Л., Гурёенидзе Г. С, Гуревич К. М., Данилова Н. Н., Донцов А. И., Егоров В. В., Елисеев В. А., Емельянов Е. Н., Ермолаева Е. П., Ерофеев А. К., Жабицкая Л. Г., Жуков Ю. М., Заргаров В. А., Зейгарник В. В., Зюбан А. Л., Иванников В. А., Ильясов И. И., Капустин С. Л., Карпенко Л. А., Китов А. И., Ковалев Г. А., Ковалева В. М., Кон И. С., Кондратьев М. Ю., Конопкин О. А., Костинская А. Г., Коченов Ц. М., Кроник А. А., Ламм А. А., Лебедев В. И., Лейтес Н. С., Леонова А. Б., Леонтьев А. А., Либих С. С., Липкина А. И., Мироненко В. В., Назаретян А. П., Немов Р. С., Нечаев Н. Н., Обухова Л. Ф., Ольшанникова А. Е., Орлов Ю. М., Парыгин Б. Д., Петренко В. Ф., Петровская Л. А., Петровский А. В., Петровский В. А., Платонов К. К., Подольский А. И., Пузырей А. А., Равич-Щербо И. В., Радзиховский Л. А., Ройтбак А. И., Ротенберз В. С., Рощин С. К., Семенов В. Е., Семенцов В. С., Симонов П. В., Слободчиков В. И., Соколова Е. Т., Спиркин А. Г., Тихомиров О. К., Тутунджан О. М., Умрихин В. В., Фабри К. В., Феденко П. Ф., Фейгеноерв И. М., Фельдштейн Д. П., Хараш А. У., Хомская Ё. Д., Шерковин Ю. А., Швырков В. Б., Щедрина Е. В., Эткинд А. М., Юревич А. В., Юркезич В. С., Ядов В. А., Ярошевский М. Г.

КРАТКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заведующая редакцией Р. К. Медведева

Редактор А. Н. Голубев

Младшие редакторы Ж. Я. Крючкова и Я. С. Молчанова

Художник Н. М. Биксентеев

Художественный редактор Г. Ф. Семиреченко

Технический редактор Ю. А. Мухин

Сдано в набор 15.08.84. Подписано в печать 21 12.84. Формат 70х108 1/32. Бумага типографская № 2. Гарнитура "Литературная".

Печать высокая. Усл. печ. л. 18,90. Усл. кр.-отт. 18,90. Уч.-изд. л. 27,80. Тираж 500 000(1-260 000) экз. Заказ № 473.

Цена 1 р. 60 к. Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7. Типография изд-ва "Уральский рабочий". 620151, Свердловск, пр. Ленина, 49.

  • Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков (Психосемантический аспект) (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Словарь терминов по курсу Общая хирургия (Справочник)
  • Горшков Е.А. Становление социальной психологии США (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • Словарь - Криштофович А.Н. (ред.). Геологический словарь. Том 1 (А - Л) (Справочник)
  • n1.doc

    Общая психология .

    Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон . Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

    В словаре "Общая психология" освещены теоретико-методологические аспекты психологического познания, включая самые последние исследования на эту тему. Даны характеристики исторических предпосылок развития психологии, направлений, отраслей, концепций; представления о важнейших психических свойствах, процессах и состояниях; психологии языка и речи; наиболее общих методах психологии. Пять разделов словаря соответствуют предметной структуре Общей психологии. В таком качестве он может быть полезен как студентам, так и преподавателям факультетов психологии вузов, а также всем, кто интересуется психологией.

    Абстракция [лат. abstractio - отвлечение] - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), которое также обозначается термином "А.".

    М.Г. Ярошевский

    Авиационная психология - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п. - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п. - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект А. п. - летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры.

    В.А. Бодров

    Австрийская (Грацкая) школа - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших в 1880-1910-е гг. в основном в Грацком университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии (1894) и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостности сознания. Именно Эренфельс ввел в психологическую науку термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в том числе экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, например, для ассоциативной психологии, к целостному подходу, предложенному и развивавшемуся гештальтпсихологией и лейпцигской школой, хотя представители А. ш. в целом не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") - например мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме звуков или зрительных ощущений как еще один новый элемент - "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси). Вместе с тем А. ш. поставила проблему иных единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостнообразующих факторов и проблему активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии неправомерно игнорировалось гештальтпсихологией). А. ш. также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, оптико-геометрических иллюзий, кажущегося движения, философских, гносеологических и этических вопросов.

    Е.Е. Соколова

    Автокинетический эффект - один из иллюзорного движения феноменов, наблюдаемый в ситуации длительной фиксации взора на неподвижном объекте маленького размера на однородном, "неструктурированном" фоне. Например, если в темной комнате пристально смотреть на неподвижную светящуюся точку, то через некоторое время (1-3 мин.) это пятно воспринимается хаотически движущимся в разных направлениях. А. э. может иметь парадоксальный характер: ощущение движения возникает одновременно с восприятием этого же объекта неподвижным. Проявление А. э. зависит от освещенности и структурированности стимульного поля, движения глаз, позы тела, инструкции, установки испытуемого, социальных норм и других факторов. Амплитуда движений при А. э. может достигать нескольких десятков градусов, не совпадая при этом ни по амплитуде, ни по направлению с движениями глаза. Поэтому А. э. не может объясняться смещением изображения по сетчатке или собственными движениями глаза. Общепринятого объяснения А. э. в настоящее время не имеет.

    В.И. Панов

    Автоматизм (в психологии) [греч. automatos - самодействующий] - действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и "вторичные" А., образующиеся прижизненно. При "вторичных" А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.

    А.И. Подольский

    Агапе - античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий "А.", выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и "эрос", представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение собственных потребностей. С начала распространения христианской культуры понятие "А." получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг другу. Во многих философских системах понятие "А." заняло центральное место, например в философии Плотина ("Эннеады") или Ч.С. Пирса (1839-1914), который видел в нем творящую энергию эволюции природы.

    И.М. Кондаков

    Адаптация - приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания (например, гештальтпсихология, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Наряду с сенсорной А. (т. е. с приспособительным изменением органов чувств к действующему раздражителю) в психологии говорят об А. к социальным условиям, об А. к детскому учреждению, школьной А. (или дезадаптации) и пр.

    Б.М. Величковский

    Адаптация сенсорная (от лат. adaptatio - приспособлять и sensus - чувство, ощущение) - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

    Б.М. Величковский

    Ажитация [фр. agitation - сильное волнение, возбужденное состояние] - аффективное состояние человека, возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. А. проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.

    Л.А. Карпенко

    Активность - 1) "причинность причины" (И. Кант); 2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект А. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие проявления А., как активация, безусловно- и условно-рефлекторные акты, поисковая А., произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь следующими свойствами: спонтанностью, т. е. обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью того, что совершается актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т. е. выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, т. е. устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен А. как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также схемы "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемый спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны прошлого (обычные причинно-следственные отношения) или со стороны возможного будущего (целевая детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

    В.А. Петровский

    Актуализация [лат. actio - действие, деятельность] - процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию. Например, для узнавания, припоминания, воспоминания или непосредственного воспроизведения какой-либо информации необходимо извлечь (актуализировать) из долговременной или кратковременной памяти соответствующие мысли, образы, чувства, желания, движения, которые уже были в опыте субъекта. При этом А. может быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс А. обеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе.

    Л.А. Карпенко

    Аллюзия [лат. alludere - подшучивать, намекать] - выражение, при помощи которого говорящий намекает на известное историческое событие, литературное произведение, образ и т. п., т. е. "отсылка к культурной традиции" (Р. Барт). А. может заключаться в прямом упоминании ("настоящий Вильгельм Телль", "требуется новый Моисей" и т. п.), в намеке посредством сходно звучащего слова ("Гениалиссимус" у В. Войновича) и быть скрытой. Скрытые А. часто являются перифрастическими ("подобно библейскому силачу, поднял на себе Газские ворота" (А.П. Чехов) - имеется в виду Самсон) или устроены как загадка (например: "Другой поэт роскошным слогом / Живописал нам первый снег" (А.С. Пушкин) - речь идет о П.А. Вяземском). По цели создания различаются А. нейтральные и пародийные (иронические); по сфере распространения - общеизвестные и контекстные. Последние понятны лишь в определенную эпоху, в определенном кругу и т. п., как например, "кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки" - намек В.В. Маяковского на поэтов-современников К.Н. Митрейкина и А.А. Кудрейко. Прием А. широко использовался для маскировки смысла в условиях подцензурной печати ("эзопов язык"). Возможен случай, когда воспринимающий видит А. там, где по замыслу автора ее нет: например, поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" может быть воспринята как намек на крепостное право.

    С.А. Шаповал

    Амбивалентность чувств [греч. amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia - сила] - внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся одновременным принятием и отвержением (например, переживание ревности, в котором может сочетаться чувство любви и ненависти). Термин А. ч. был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейлером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление в психологии и психиатрии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и в связи с многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вызывают одновременно и отрицательные, и положительные чувства. А. ч. достаточно рано появляется у детей по отношению к окружающим предметам и людям. В частности, А. ч. проявляется в феномене амбивалентного поведения, которое наблюдается у многих детей раннего возраста.

    Е.О. Смирнова

    Анализ [греч. analysis - разложение, расчленение] - процесс расчленения целого на части. А. включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

    О.К. Тихомиров

    Анализ через синтез - термин позднего С.Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий "механизм" (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта т. о. как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диагональ параллелограмма и т. д. А. ч. с. обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса, поскольку по ходу последнего познающий субъект непрерывно взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т. д. (все они в разной степени выражают содержание этого объекта). Тем самым А. ч. с. обеспечивает не только преемственность мышления как процесса ("тот же" объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Один и тот же познаваемый объект - неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отношений, т. е. старое и новое принадлежат соответственно не двум разным объектам, а одному объекту. А. ч. с. и все мышление в целом как процесс формируются человеком преимущественно неосознанно, бессознательно внутри и по ходу мышления как деятельности, осуществляемой субъектом преимущественно осознанно (под контролем всегда осознаваемых целей и т. д.). А. ч. с. - это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового субъекта. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычленяются соответственно разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них качества объекта как бы персонифицируются разными индивидами и потому соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношений входит и изменяющееся в процессе мышления отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. По ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смысл выступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые субъектом различные качества одного и того же объекта. Тем самым А. ч. с. - это мыслительный, а не собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той, согласно которой не только общение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности. Нет оснований так сильно абсолютизировать речь, хотя она, не отторжимая от мышления, бесспорно, есть важнейшее средство общения. Мышление и его механизм "А. ч. с." - это функция не речи, а субъекта, осуществляющего деятельность (в т.ч. познавательную), общение, поведение, созерцание и т. д.

    А.В. Брушлинский

    Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления - психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека А. п. считает индивидуацию - особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей - экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

    М.Г. Ярошевский

    Аналогия [греч. analogos - соответственный, соразмерный] - сходство между объектами в некотором отношении. Использование А. в познании является основой для выдвижения догадок, гипотез. Рассуждения по А. нередко приводили к научным открытиям. В основе рассуждений по А. лежат образование и актуализация ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск А. Задания на установление А. входят в содержание психодиагностических обследований. Затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут служить показателем недостаточного развития мышления или его нарушения.

    О.К. Тихомиров

    Анкета [фр. enquкte - список вопросов] - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентаций, установок, диспозиций и т. п.

    В.И. Слободчиков

    Антиципация [лат. anticipatio - предвосхищение] - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия "А.": 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или "опережающее отражение") обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

    Л.А. Карпенко

    Апперцепция [лат. ad - к, perceptio - восприятие] - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. - универсальный объяснительный принцип, "внутренняя духовная сила", обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от сложившихся особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т. п.).

    А.В. Петровский

    Аристотеля опыт (иллюзия Аристотеля) - иллюзия осязания, суть которой заключается в том, что, если между двумя скрещенными пальцами руки (указательным и средним или другими) поместить маленький круглый предмет (например, горошину), то возникает ощущение прикосновения не одного, а двух объектов. Иллюзия усиливается от легкого скольжения скрещенных пальцев по объекту. Известны упоминания об этом феномене в XVII - XIX вв. Со временем А. о. был описан и для других участков тела: губ, языка, ушей. А. о. объяснялся непривычностью, искусственностью, неестественностью положения пальцев. В современных исследованиях, рассматривающих модифицированный вариант А. о., осуществляется поиск точки перехода от нормального положения пальцев к скрещенному, т. е. границы, где адекватные тактильные ощущения сменяются иллюзорными. В настоящее время нет убедительных объяснений А. о. Не выяснено также, на каком уровне нервной системы (периферическом или центральном) возникает эта иллюзия.

    Н.Л. Морина, Т.С. Погорельцева

    Артефакт [лат. artefactum - искусственно сделанное] - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

    А.А. Брудный

    Архетип [греч. archetypos - первообраз, дословно "древнейший образец"] - способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. А. - центральное понятие аналитической психологии.Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задает общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

    А.А. Брудный

    Ассоциативная психология (ассоцианизм) - общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов. В развитии А. п. можно выделить следующие этапы. 1. Предпосылки возникновения А. п.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. п. - начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), образования предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк). 2. "Классический ассоцианизм" (середина XVIII - начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А. п., в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений). 3. Середина XIX - начало ХХ в. Начало кризиса А. п. в теории и разработка отдельных идей А. п. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. п. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. п. использутся для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, З. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др. 4. 1920-е гг. Окончательное исчезновение А. п. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация - это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. п. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

    М.Г. Ярошевский

    Ассоциативный эксперимент - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности. Предложен в начале ХХ в. К.Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, латентные периоды (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п. В 1920-е гг. А.Р. Лурия предложил для диагностики "скрытых следов аффекта" т.н. сопряженную моторную методику, которая представляла собой модифицированный вариант.

    Е.Е. Соколова

    Ассоциация [лат. associatio - соединение] - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин "А." предложил Дж. Локк в XVII в. В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж.Ст. Милль) выделяли А. по сходству (голубое-синее), по контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Юм): яркая вспышка света - болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. были выделены "вторичные" законы (Т. Браун), т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэн выделяет т.н. творческие А., образование которых объясняется "спонтанной активностью ума", а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии. Можно выделить также две противоположные точки зрения на "механизмы" А.: одни авторы считали А. только "тенью" мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Милль, Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И.П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству - их генерализацией. Павлов использовал также понятие "подкрепление" для объяснения избирательного образования А. Различались также точки зрения психологов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, другие выделяли наряду с А. еще другие типы связей ("разумные" у Локка, апперцептивные у В. Вундта и др.). Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

    Е.Е. Соколова

    Аффект [лат. affectus - душевное волнение, страсть] - сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта - аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей (например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении, столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с несправедливостью, т. е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. - завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий, выполнения отвлекающих действий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве показателей служат также характер действий человека в состоянии А. (импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их расхождения с обычным его поведением.

    1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь.М.: Политиздат, 1990 г. стр. 167.

    2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. психологии, 1996 г. стр. 164. .



    объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает внимание, что социальная психология к могуществу социального давления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от других.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,использован значительный вклад психологов занимающихся в этой области.

    В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:коммуникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно таже модель коммуникативного процесса описана на страницах американского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса: "коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту модель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втягивания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, каких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюдается.

    Переходя к следующей главе, которая называется "влияние групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от.



    носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индивидов, объединненых общими целями или задачами".

    В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реакций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосознания и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерства, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Лидерство в американском учебнике определяется как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициального характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Целевые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредоточены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду, улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част используют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания, они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, стили лидерства в американском варианте представлены только два: директивный и демократический.В то же время Г.М.Андреева описывает три стиля лидерства, такие как: авторитарный, демократический и попустительский стили. .



    Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной психологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теоретические положения и принципы, которые мы можем применять при интерпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

    Подводя итог второй части "Социальные воздействия", отметим наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Конформизм", "Убеждения", "Влияние группы" и "Лидерство".Последний раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в плане проникновения американской социальной психологии в систему правосудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социальной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши чувства и действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда позитивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и "Агрессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отношений.Предрассудки - это неоправданно негативные установки.У них есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство социального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два разных типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

    Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография, телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ раздела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "стихийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой, при.



    мечательно использование достаточно похожих терминов, таких как "заражение" и "рассеянность ответственности" и "деиндивудуализация" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

    Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь определенному анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его взаимоотношения с окружающими - действительно существующие или чаемые - определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем доверится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя по любви и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

    Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив, проявления чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к самостоятельной "расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему мы оказываем помощь?", получаем ответ, довольно противоречивый по своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как замаскированный эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь, отвечать помощью, норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

    1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

    2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных условий. .



    Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят, что другие бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец существует потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

    В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщины скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на нас.

    В заключительной главе данного учебника рассматривается проблема конфликта и примирения.Конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты?

    В ходе социально-психологических исследований выявлено несколько причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличностные, межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркального восприятия" прослежена тенденция ведущая к гонке вооружений.Очень актуально вписываются примеры, совсем недавнего противостояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

    Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгрупповые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов, ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социальными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию. .


    2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


    Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не согласиться с мнением профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что американская социальная психология и российская социальная психология это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изучения социальной психологии, различные аспекты проблем исследования и т.д.В американской социальной психологии основной акцент ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых движениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, например, придается особое значение.Коллективизм в американском учебнике это не более, чем культурный подход противоположный индивидуализму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источниках, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма, например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться, пытаясь найти в нем что-то позитивное.

    Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значительное внимание, поднимается ряд вопросов требующих дальнейших исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически не существует к сожалению,судя по источникам.Все ссылки,если и есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их иссле.



    дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно сделать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психологии,что было описано выше,опираясь в основном на данные практических исследований.Теоретизированная отечественная социальная психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже достаточно был представлен в данном исследовании краткий экскурс по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяжении всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально в каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в конце концов подошел к сравнению определений некоторых основных психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы о совершенно различном подходе изучения социальной психологии в американской и отечественной социальной психологии.

    Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше содержит огромное количество различного рода публикаций, практических исследований, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изложения материала, его насыщенность, аргументированность заметно отличают его от наших отечественных учебников.

    В своем исследовании автор взял за основу в основном учебник Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу, что данный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как практическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования было взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича.



    ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника А.В.Петровского "Социальная психология", который необходимо просто заново переиздавать, избавив его от идеологических основ, ориентируясь на нынешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, например, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что далее будет развиваться по своему собственному пути.




    2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


    1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

    УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.


    ПИТЕР, 1997.


    3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

    БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

    ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.


    4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ

    СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,


    5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

    М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.


    6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

    ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.



    2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ


    2УНИВЕРСИТЕТ


    Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

    Американской социальной психологии»


    Студента Психологического Факультета

    Третьего курса, первой группы

    Эрнесто Родригез.


    2Москва, 1998 г.




    2В В Е Д Е Н И Е


    21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ


    22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


    23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ


    24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


    2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


    2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


    Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд. Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литератур


    И наблюдателя (экперимент М. Стормса) Рисунок 4 3.3. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Теории диадического взаимодействия (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83) Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических принципов...

    Подойти к собственно психологическому его изучению. В качестве примера использования одного из наиболее известных психосемантических методов - частного семантического дифференциала - можно привести исследование этнических стереотипов американцев, афганцев, индийцев, кубинцев, поляков, русских, финнов и японцев у советских студентов, проведенное Е. Л. Коневой под руководством В. С. Агеева . ...

    СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN 5-93878-086-1.Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь — основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. В словаре более 1600 статей, более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими изданиями (`Психологический словарь`, 1983, 1996) вырос вдвое. Словарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.
    Большой психологический словарь можно назвать фундаментальной книгой, которая представляет огромный интерес не только студентам, специалистам, но и людям, психологическое знания для которых стало незаменимой потребностью для удовлетворения познавательных, профессиональных и личных интересов.Предисловие.
    Персоналии.
    Список авторов.
    Список сокращений и список символических обозначений.
    Словарные статьи А -Я
    Тематический предметный указатель.
    Общенаучные, методологические и философские понятия.
    Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
    Смежные информационно-кибернетические науки.
    Смежные медико-биологические науки.
    Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
    Отрасли психологии.
    Возрастная психология и психология развития.
    Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
    Инженерная психология, психология труда и эргономика.
    Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
    Нейропсихология.
    Общая психология.
    Психология ощущений и восприятия.
    Психология внимания.
    Психология памяти.
    Психология мышления и воображения.
    Психология эмоций, мотивации и воли.
    Парапсихология.
    Педагогическая психология и психологическая служба образования.
    Психогенетика.
    Психолингвистика и психосемантика.
    Психология искусства, психология творчества.
    Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
    Психология управления.
    Психометрика.
    Психомоторика.
    Психотерапия и психокоррекция.
    Психофизика.
    Психофизиология и психофармакология.
    Сексология и сексопатология.
    Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
    Специальная психология.
    Этнопсихология.
    Юридическая психология.
    Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
    Деятельностный подход.
    Поведенческая психология.
    Гештальт-психология.
    Когнитивная психология.
    Культурно-историческая психология и психология деятельности.
    Психоанализ.
    Другие.
    Персоналии.

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.