Дворец белосельских-белозерских. История дворца князей белосельских-белозерских Дворец белосельских белозерских невский

H G Я O L

История

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва .

Строительство современного дворца

В -1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером , приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского . В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец , выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли . В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен . По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид . Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Хозяева

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте , выйдя замуж за князя Василия Кочубея . Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом , и сюда часто приходили царские особы.

В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского - флигель-адъютанта , сына Елены Павловны (во втором браке - княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом - по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис - капитализация металлургических предприятий Урала - главных активов хозяина - стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский».

С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.

В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев , и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа - Дмитрий и Мария . Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович , отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу , и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.

Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском . Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина . После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию . Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже - Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж , а частично в особняк на Крестовском острове , также принадлежавший этому семейству.

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».

С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.

C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Дворец сегодня


Среди многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте, один из самых заметных - дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером.

Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников.

О нем писали, что это "величественное палаццо", "совершенство в своем роде", а Штакеншнейдер "совершил настоящий художественный подвиг". Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца - представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе.

Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.

В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже:

Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Придя во дворец на экскурсию, Вы увидите великолепные интерьеры дворца и узнаете все интересующие Вас подробности о его архитекторе, владельцах и событиях связанных с этим старинным особняком.

Материал и фото из инета

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.
Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца .

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец .

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских "совершенством в своем роде" и называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли". Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец .
В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года. Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу , частично в особняк на Крестовском острове.
После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века . Крига.СПб.,2009

© Е. А. Паршина, 2009

В самом центре Санкт-Петербурга, на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки, располагается одно из красивейших зданий города – дворец Белосельских-Белозерских. Такое необычное название он получил от своих основателей. Именно благодаря любви к роскошной жизни этого семейства каждый житель и гость города может наслаждаться красотой и утонченностью сего образца архитектуры XVIII века.

Сегодня в стенах дворца бурлит культурная жизнь Петербурга: в его залах играются спектакли, гремят оркестры, проводятся праздники для взрослых и детей. С самого начала своего существования дворец Белосельских-Белозерских был обречен стать частью светской жизни. Елена Павловна, жена князя Эспера Александровича, любила проводить здесь разнообразные балы и празднества. Да и расположение невдалеке от Аничкова дворца, где часто отдыхала царская семья, к этому располагало.

История княжеского рода Белосельских-Белозерских начинается с Гавриила Федоровича – хозяина волости «Белое село». Ни он, ни его сыновья, ни его внуки не прославились на военном поприще или на службе у государя. Многие из них либо были межевщиками, либо занимали должности стольника, придворного, по статусу стоявшего ниже боярина. Лишь один Никифор Иванович стал воеводой на защите Большого кургана недалеко от Белгорода.

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер – известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района. Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты. Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены. Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

В начале XVIII в. левый берег Фонтанки был отведен под строительство загородных усадеб. Участок на углу Невского проспекта в середине XVIII века принадлежал князю А. И. Шаховскому. Затем его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев, отец поэта И. П. Мятлева. В 1797 г. участок с небольшим угловым домом купила у И.А. Нарышкина княгиня А. Г. Белосельская, урожденная Козицкая, вторая жена князя А. М. Белосельского. Продолжатель древнего дворянского рода, носившего с 1799 г. фамилию Белосельских-Белозерских, он состоял на дипломатической службе, был историком и знатоком искусства, меценатом и коллекционером, автором литературных и философских трудов. В 1799-1800 гг. здесь по проекту Ф. И. Демерцова был возведен большой особняк (в него включен существовавший дом). Фасад со стороны Невского акцентировал широкий ризалит с мощным фронтоном. В композицию ризалита архитектор ввел оригинальный мотив: большие арочные окна с колоннами и антаблементом внутри проемов. Монументальное здание принадлежало к лучшим постройкам строгого классицизма на Невском проспекте. У дома Белосельских-Белозерских в 1825 г. инженер В. П. Гурьев выполнил пробное замощение из деревянных торцов. Через семь лет под руководством архитектора В. И. Беретти Невский проспект замостили торцами от Аничкова моста до Адмиралтейства. А. Г. Белосельская-Белозерская умерла в 1846 г., в один год с сыном Эспером - военным, служившим по ведомству путей сообщения. Его вдова, Е. П. Белосельская-Белозерская, осуществила в 1847-1848 гг. капитальную перестройку здания. Ведущий зодчий той поры А. И. Штакеншнейдер превратил особняк в импозантный дворец и создал выдающийся образец «второго барокко». Он сохранил основной объем дома, но преобразил его облик, творчески переосмыслив стиль растреллиевского барокко, который отчетливее всего ассоциировался с типом дворца. Прежде всего архитектор ориентировался на Строгановский дворец, стоящий также на пересечении проспекта и реки. Вместе с тем мезонины с дугообразными фронтонами перекликаются с Фонтанным домом (Шереметевским дворцом), расположенным на том же берегу Фонтанки. Нижний ярус здания рустован, в верхнем плоскость стены оттеняет пластику архитектурных форм. Полуфигуры атлантов поддерживают трехчетвертные колонны, пучки колонн и пилястр отмечают основные членения. Великолепны наличники окон второго этажа с лепными деталями, изящны ажурные решетки балконов. Несмотря на суховатый рисунок фасадов, им свойственны монументальность и утонченность, выдержанность заданного стиля. Скульптурное убранство выполнено Д. И. Иенсеном, основавшим в Петербурге первую мастерскую терракотовой скульптуры. Парадная лестница, гостиные и столовая, картинная галерея (фойе) и концертный зал оформлены в духе барокко и рококо. Е. П. Белосельская-Белозерская устраивала во дворце приемы, балы и концерты, здесь выступали Ф. Лист и А. Г. Рубинштейн. Хозяином дворца стал ее сын К. Э. Белосельский-Белозерский, который в 1865 г. женился на Н. Д. Скобелевой, сестре знаменитого полководца. В 1884 г. он продал дворец великому князю Сергею Александровичу, сыну Александра II, командиру лейб-гвардии Преображенского полка. Новый владелец женился на принцессе Гессен-Дармштадтской, ставшей великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1891 г. он был назначен московским генерал-губернатором. Во дворце проводились переделки некоторых интерьеров, в начале 1900-х гг. театральный зал перестроен в библиотеку (архитектор Р. Ф. Мельцер). Младшая сестра Елизаветы Федоровны, принцесса Алиса, будущая императрица Александра Федоровна, жила во дворце в 1894 г. перед бракосочетанием с Николаем II. Великий князь Сергей Александрович был убит в 1905 г. эсером-террористом И. П. Каляевым. Елизавета Федоровна посвятила себя благотворительности, стала настоятельницей основанной ею Марфо-Мариинской обители в Москве (убита в Алапаевске в 1918 г.). Дворец на Невском перешел великому князю Дмитрию Павловичу, племяннику и воспитаннику прежнего владельца. Во время Первой мировой войны дворцовые залы были отведены для Англо-Русского госпиталя. Дмитрий Павлович был одним из участников убийства Г. Е. Распутина 16 декабря 1916 г. После этого он и Ф. Ф. Юсупов находились во дворце под домашним арестом, затем великий князь был выслан из столицы. В 1917 г. здание приобрел банкир и промышленник И. И. Стахеев. В 1918 г. в национализированном дворце открылись Курсы красной пропаганды. На курсах преподавала политработник и писательница Л. М. Рейснер, послужившая прообразом комиссара в «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского. Вместе с Аничковым дворцом и соседними зданиями этот дворец в 1918 г. передавался Музею города. Но в 1919-1920 гг. здесь разместились райком комсомола и райком коммунистической партии, проработавшие в здании 70 лет. В 1941 г. здесь формировались отряды народного ополчения. После войны проводились реставрационные работы (реставрацией интерьеров до 1980-х годов руководила И. Н. Бенуа). С 1991 г. дворец был превращен в Петербургский (первоначально - Муниципальный) культурный центр. В его стенах выступал Академический симфонический оркестр. Здесь размещались Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр, региональное Управление делами Президента Российской Федерации. Сегодня в здании находятся: Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака, корпорация «Петербургская недвижимость», Промышленно-строительная группа «Система», ФГУП Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе, работает концертный зал. Реставрация фасадов была выполнена в 2001-2002 гг.