Эффективные решения и жесткие высказывания: Мединский во главе Минкультуры. Грядет «министропад»

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин в пятницу подписал указ о переназначении министром культуры. За шесть лет руководства Минкультуры Мединский смог повысить посещаемость театров, музеев, филармоний и кассовые сборы российских фильмов, однако запомнился он не только этим: не обошлось без коррупционных скандалов, а также трений с деятелями культуры, во время которых министр порой позволял себе резкие высказывания.

Владимир Мединский родился в 1970 году в городе Смела Черкасской области в семье офицера советской армии. Детство будущего министра прошло в военных гарнизонах, а в начале 80-х его семья поселилась в Москве. В 1987 году, окончив школу, Мединский поступил в МГИМО на факультет международной журналистики. Он учился на отлично, получал повышенную (ленинскую) стипендию, после окончания института с красным дипломом поступил в аспирантуру. В 1997 году он защитил свою первую кандидатскую диссертацию на тему "Современный этап мирового развития и проблемы формирования внешней политики России".

На своем посту Мединский неоднократно попадал в списки самых упоминаемых в СМИ министров. Часто его называли "эффективным министром" — во время его руководства обрела вес непривычная для творческой сферы аббревиатура KPI (ключевые показатели эффективности).

По статистике министерства культуры РФ, по сравнению с 2012 годом посещение выставок в России увеличилось на 41% — с 87 до 123 миллионов посетителей в год, а доходы возросли за пять лет более чем в два раза — до 10 миллиардов рублей. Именно при Мединском в Третьяковской галерее появились "выставки-блокбастеры", которые были настолько популярны, что посетители готовы были выломать двери в музей, чтобы, например, увидеть полотна Валентина Серова. Посещаемость театров за пять лет также возросла, хотя и скромнее, чем в музеях, — на 14%, до более чем 38 миллионов зрителей.

Главное из искусств

Говорит, что думает

Мединский всегда очень твердо отстаивал свои идеи и в пылу дискуссий порой позволял себе резкие высказывания. Например, в 2014 году на встрече с петербургскими читателями в книжном магазине он отметил, что не видит смысла финансировать тех кинематографистов, которые снимают кино "по принципу "Рашка-говняшка".

Лексикон чиновника возмутил пользователей соцсетей, журналистов и парламентариев. За свои слова Мединский извинился, но от смысла высказывания отрекаться не стал. "Я просто говорю то, что думаю. Иногда, наверно, для чиновника - излишне", — признавался позднее министр в одном из интервью.

Также министр запомнился нетерпимостью к тем, кто, так или иначе, посягал на неприкосновенность истории страны. В 2016 году люди, критикующие историю о подвиге 28 панфиловцев, удостоились от Мединского звания "мразей конченых". Под горячую руку попал и директор Госархива России Сергей Мироненко, который в июне 2015 года на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве впервые назвал подвиг 28 панфиловцев мифом. В марте 2016 года он ушел в отставку, сохранив за собой должность научного руководителя учреждения.

"Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться", — так министр аргументировал свои слова.

Череда скандалов

Во время работы Мединского на посту министра культуры не обошлось и без громких скандалов. В некоторых из них звучало понятие цензуры. Так, в апреле 2015 года прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера "Тангейзера" Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу в Новосибирском театре оперы и балета. В результате Мездрич был уволен со своей должности. При этом министр лично подчеркивал, что за репертуарную политику традиционно отвечает руководство театра.

"Я хочу напомнить, что у нас нет ни цензуры, ни какого-либо порядка "ведомственных" предпросмотров", — говорил Мединский.

Два года спустя худрук театра "Сатирикон" Константин Райкин выступил с речью об "агрессивных наездах на художественные высказывания" и "цензуре толпы", вызвав жаркую полемику в среде коллег. Мединский отверг обвинения Райкина и высказал мнение, что за мнимыми спорами о цензуре кроются совершенно другие подводные камни.

Свою позицию министр продолжал отстаивать и в случае с фильмом Алексея Учителя "Матильда", который подвергся нападкам со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской. Мединский призывал не потакать "безответственному кликушеству" и называл попытки запретить фильм "беззаконием и цензурой". При этом случай с фильмом британского режиссера Армандо Ианнуччи, прокатное удостоверение которого было отозвано из-за возмущений общественности неоднозначностью темы, Мединский предпочел не комментировать.

Хищение средств

Несколько серьезных разбирательств в период руководства Мединского было связано с хищением бюджетных средств. В марте 2016 года ФСБ сообщило о возбуждении дела в отношении нескольких руководящих работников Минкультуры и предпринимателей. Их подозревали в хищении бюджетных средств, которые государство выделило на реставрацию объектов культурного наследия, в частности, Новодевичьего монастыря в Москве. Ключевой фигурой в этом деле оказался замминистра Григорий Пирумов, также был арестован глава департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо.

Мединский признался, что все в Минкультуры были шокированы ситуацией - уже на следующий день министерство инициировало проверки тех памятников, где велись реставрационные работы, а некоторое время спустя полностью переорганизовало работу департамента. Министра признали непричастным к делу, но некоторые чиновники считали, что после такого скандала он должен был подать в отставку.

При этом в самом обсуждаемом деле прошлого года - деле "Седьмой студии", фигурантов которого также обвинили в хищении госсредств, — Минкультуры РФ признали потерпевшей стороной. В рамках уголовного дела подано исковое заявление о возмещении вреда в размере более чем 133 миллионов рублей.

Спорная диссертация

Большое внимание на посту министра Мединский уделял отечественной истории. При этом его взгляды на историю неоднократно подвергались критике за ненаучный характер, ошибки и противоречия.

В 1999 году Мединский защитил свою третью диссертацию на тему "Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков" и стал доктором исторических наук. В 2017 году в научной среде разразился настоящий скандал, связанный с этой работой.

Участник сообщества "Диссернет" филолог Иван Бабицкий публично усомнился в научной ценности труда. Это первый случай, когда диссертацию хотели рассмотреть не на плагиат, а именно на качество проведенной научной работы и обоснованности получения степени. Работу министра рассматривали два диссертационный совета — МГУ и Белгородского университета, оба признали претензии к Мединскому немотивированными. Несмотря на недовольство экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК), президиум ВАК в октябре 2017 все же рекомендовал министерству образования и науки не лишать Мединского степени.

Также до прихода на пост министра Мединский опубликовал серию книг "Мифы о России". По словам автора, его задачей была попытка развенчать негативные мифы о России и предложить новый взгляд на историю российского государства. Мединский также написал приключенческий исторический роман "Стена", по которому Дмитрий Месхиев в 2016 году снял одноименный художественный фильм. Минкультуры в финансировании фильма участие не принимало.

Зам. министра культуры станет Павел Степанов, который руководил "Централ Парнершип". Степанов может сменить Мединского на его посту?

Павел Степанов, экс-руководитель кинодистрибутора "Централ Партнершип" (ЦПШ) займет должность заместителя министра культуры. Степанов будет отвечать за департаменты кинематографии и господдержки искусства и народного творчества, к которому относятся театры, цирки и филармонии. В последнее время работа департаментов сопровождается скандалами. Павел Степанов, по информации, полученной The Moscow Post из источников Администрации президента, станет преемником Владимира Мединского.

Несмотря на то, что в последнее время Павел Степанов руководил ЦПШ, входящую в "Газпром-медиа", послужной список будущего зам. министра культуры впечатляет. Он работал начальником правового управления Минпечати, когда его возглавлял Михаил Лесин. После назначения его советником президента в 2004 г. стал референтом государственно-правового управления президентской администрации. В 2014 г. по приглашению Лесина возглавил ЦПШ, в 2016 г. возглавил Медиакоммуникационный союз, продвигающий идея регулирования медиа-телеиндустрии.

Вместо писателя и пиарщика вскоре министром культуры может стать профессиональный юрист и управленец, который, возможно сумеет вывести Минкульт на совсем другой уровень. В 1994 -1999 гг. Степанов работал в российских и иностранных консалтинговых компаниях. Он - не балабол, а профессиональный топ-менеджер. Какой, наверное, и нужен сегодня Минкульту, погрязшему в скандалах с хищениями средств.

Павел Степанов заменит Степана Обырвалина, который перейдет на должность зам. министра, курирующего направление реставрации культурных объектов. Оно оставалось без куратора после ареста экс-министра Григория Пирумова, заподозренного в хищении средств при постройке зданий для Эрмитажа.

В Минкульте давно пора навести порядок. Только за последний год ведомство потрясли несколько скандалов, связанные с кино и театрами, которые будет курировать Павел Степанов. Невозврат средств, выделенных на создание кинофильмов из Фонда кино, "дело режиссера Серебрянникова", обвиняемого в хищении средств, злоупотребления руководителей театров, платящих самим себе гонорары, выдача прокатных удостоверений и ситуация с фильмом "Матильда", в которую оказалась втянута чуть ли не вся страна.

Все это свидетельствует о том, что в Минкульте, вероятно, полный бардак. Не пора ли Владимиру Мединскому заняться другим делом? Например, написанием очередной книги или созданием нового фильма. По словам министра, их читают и смотрят миллионы людей. Какое еще признание надо Мединскому? Или его кроме подтверждения своей творческой состоятельности интересует еще и финансовое состояние. Которое ему, возможно, обеспечивает его должность?

"Некультурные" заместители Мединского?

С заместителями у Владимира Мединского - просто беда. Возможно, что он их подбирает по образу и подобию себя любимого. Самый известный из них - Григорий Пирумов, который проходил по "делу реставраторов". Группа лиц во главе с Пирумовым оказалась замешена в хищении средств на сумму 100 млн руб. при реставрации объектов культурного наследия.

Вместо 5-ти лет, которые просило обвинение, Пирумов получил всего 1.5 года, которые на момент суда уже отсидел. Был освобожден, но ненадолго. Вскоре его арестовали по другому делу - хищению средств на сумму 850 млн руб. при строительстве зданий Эрмитажа. И в этом случае Пирумов может так легко не отделаться. Хотя, есть вариант - пойти на сделку со следствием и поведать следователям что-то интересное про Владимира Мединского.

По этому же делу заочно арестован находящийся в бегах экс-руководитель департамента управления имуществом Министерства культуры Борис Мазо. С ним ситуация сложнее. Чтобы он что-то рассказал, его сначала поймать надо. На днях суд наложил арест на жилой дом, квартиру и земельный участок, принадлежащие Борису Мазо. Дело о хищении еще расследуется. И, возможно, Мединскому на всякий случай подготовили замену в лице Степанова. А вдруг в деле каким-то образом всплывет и сам министр культуры?

Сергей Обрывалин, который курировал департамент до Павла Степанова вообще к культуре никакого отношения до своего назначения на пост зам. министра не имел. Обрывалин известен своей работой в "Аэрофлоте", где руководил продажами. Уйти Обрывалину пришлось после смены в компании команды. После этого он попал в департамент международного сотрудничества Минкульта, а в 2015 г. стал заместителем Мединского. Наверное, Обрывалин мог быть заядлым киноманом. Иначе трудно объяснить его назначение на должность. Где продажи и где кино?

Сергей Обрывалин - не соперник Павлу Степанову?

"Прославился" Обрывалин тем, что поставил свою подпись под скандальным отзывом прокатного удостоверения у фильма "Смерть Сталина". Может, он ему лично не понравился? О вкусах, как говорят, не спорят. Но ранг заместителя министра, видимо, дает право управлять вкусами зрительской аудитории.

Обрывалин, наверное, очень близок Мединскому, так как защитил кандидатскую диссертацию на тему "Оценка качества функционирования радионавигационных и радиолокационных средств зоны аэропорта в условиях воздействия непреднамеренных электромагнитных помех". В ней "Диссернет" обнаружил масштабные заимствования на 58 из 122 проанализированных страниц. Подобные претензии предъявлялись и самому министру культуры, но в конце концов он сумел доказать, что не плагиатчик. И как ему это удалось?

Другой экс- заместитель министра культуры Павел Пожигайло по образованию - ракетчик. В 2003 г. стал депутатом Госдумы, а после окончания полномочий Думы IV созыва сразу попал в кресло заместителя министра. Наверное, за время работы парламентарием приобрел необходимые для этого культурные навыки.

Пожигайло тоже выступал за запрет фильма "Смерть Сталина", а также предлагал исключить из школьной программы произведение Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". После ухода из Минкульта какое-то время был председателем Общественного совета при министерстве. Ушел с поста с скандалом после выдачи Минкультом прокатного удостоверения фильму "Матильда". Пожигайло счел себя обманутым. Видимо, мог пообещать Наталье Поклонской, что этого не произойдет?

В мае Дмитрий Медведев снял со своего поста первого заместителя главы Минкульта Владимира Аристархова, который с 2013 г. курировал деятельность Департамента музеев и Департамента науки и образования. В 2017 г. Аристархов стал самым высокооплачиваемым сотрудником Минкульта с доходом 142 млн руб.

У Аристархова был брат, который владел компанией "Реставрационные мастерские". С 2014 г. по 2016 г. она заключила с Минкультом контрактов на сумму 1.2 млрд руб. Стоит ли удивляться богатству Владимира Аристархова? А ведь по своей должности он должен был курировать и строительство зданий Эрмитажа. Не потому ли пришлось покинуть свой пост?

"Прибыльные" инициативы Владимира Мединского?

На прошлой неделе стало известно, что глава Минкульта списал 22 млн руб., выделенных на чеченский блокбастер "Тоска". Фильм так и не сняли, а деньги достались членам попечительского совета разорившегося "Чеченфильма" - Рамзану Кадырову, депутату Госдумы Иосифу Кобзону и художнику Зурабу Церетели. Могло что-то перепасть и Владимиру Мединскому?

После проверки Генпрокуратурой студий, которым были выделены деньги на создание фильмов, выяснилось, что в списке должников Фонда кино 21 киностудия, а в списке Минкульта - только 5. Как такое может быть? С этим придется разбираться Павлу Степанову.

Сергею Обрывалину, возможно, придется воплощать в жизнь планы Мединского по реконструкции музея заповедника "Херсонес-Таврический". Аристархов ушел, Пирумов арестован, но жизнь - то продолжается.

Даже интересно, как Павел Степанов впишется в окружение Мединского. Неужели займет "достойное" место среди его заместителей? Или попытается что-то изменить? Если Степнова планирует на пост министра культуры Администрация президента, то Владимиру Мединскому лучше уже сейчас собирать чемоданы. Потом может быть поздно.

https://www.сайт/2017-10-03/uvolyat_li_medinskogo_iz_za_skandala_s_dissertaciey

«История складывается не в пользу министра»

Уволят ли Мединского из-за скандала с диссертацией?

Дарья Шелехова

В понедельник экспертный совет Высшей аттетационной комиссии (ВАК) по истории рекомендовал лишить министра культуры Владимира Мединского ученой степени доктора наук. Экспертный совет признал диссертацию Мединского «Проблемы объективности освещения российской истории второй половины 15-17 вв.» ненаучной. Эксперты говорят, что скандал становится «вишенкой на торте» и может стоить карьеры министру, который поссорился и с либералами, и с консерваторами.

Среди претензий в решении ВАК к автору значатся отсутствие работы в архивах (так как занятость автора в читальном зале РГАДА не зафиксирована) и отсутствие четких доказательств, когда Мединский упрекает источники в «недостоверности» или «тенденциозности».

«С «недостоверными» и «тенденциозными» источниками диссертант не церемонится. Он может просто заявить, что «на самом деле было все не так», не обременяя себя поиском доказательств. В иных случаях он прибегает к другому приему: использует оценки из сочинений одних иностранцев в качестве критики мнения других, не учитывая, что и те, и другие могут быть равно пристрастными в своих суждениях. Так, например, высоко оценивая достоверность сведений С. Герберштейна о русской армии, автор отчего-то признает «недостоверным» аналогичное описание полевых станов русской армии, данное Р. Ченслером. А. Контарини и Г. Перкамот отзывались о Иване Третьем положительно, а Герберштейн — нет, значит, «совершенно очевидно, что австрийский дипломат умышленно очернил Ивана Третьего». В отдельных случаях такое противопоставление сведений разных авторов выглядит откровенно курьезно. Автор пишет: «Противоречивы сведения Ченслера о бедных людях. Утверждая, что «нет народа на свете, который бы жил так нищенски, как живут здесь бедняки, и что богатые не заботятся о них», он в то же время сообщал о благотворительной деятельности монахов. Вообще данные Ченслера о существовании в Русском государстве нищих и бедняков противоречат известиям Барбаро и Контарини о большом количестве продуктов на русских рынках, которые стоят сущие копейки». Как сообщения авторов конца XV века о дешевых продуктах могут опровергать существование более чем полвека спустя, в 1550-е, в стране бедняков, остается загадкой — свою логику автор не раскрывает», — гласит отрывок из заключения Экспертного совета, опубликованный историком Иваном Бабицким, одним из экспертов проекта «Диссернет».

ТАСС цитирует реакцию Мединского на решение Экспертного совета ВАК: «Я там не был, комментировать не могу». Ранее министр объяснял претензии в научном сообществе к его диссертации политическими мотивами.

Коллеги Мединского считают, что борьба за диссертацию не окончена. Собеседник сайт в окружении министра полагает, что в президиуме ВАК могут не поддержать заключение Экспертного совета; в окружении министра в качестве его научной работы не сомневаются. «Это — часть атаки на правительство в целом», — трактует события вокруг диссертации Мединского один из его приближенных.

Между тем Андрей Заякин, один из основателей проекта «Диссернет», в посте на Facebook так пишет о возможном развитии событий:

«В нашей стране возможно все. Возможно, что завтра на голову каждому диссернетовцу упадет кирпич. Возможно, что Мединский заминирует здание ВАК. Возможно, мадам В(асильева) выгонит из президиума вслед за Гельфаном всех остальных разумных людей. В случае такого форс-мажора Мединского не только не лишат степени, но и изберут академиком РАН. Во всех остальных случаях — без децимации президиума и сожжения ВАКа, без другого брутального форс-мажора — я не вижу ни малейшей возможности, чтобы его оправдали».

Претензии к диссертации Мединского возникли еще в апреле 2016 года, когда в Минобразования было подано заявление с требованием лишить Мединского ученой степени за грубые ошибки, некорректную работу с источниками и пропагандистским характером работы. Вопрос должен был решаться в Диссертационном совете УрФУ, однако Мединский попросил перенести заседание, а потом диссертация была отозвана из ученого совета УрФУ в связи с формальным истечением сроков рассмотрения. В октябре 2016 года 24 академика РАН опубликовали в газете «Коммерсантъ» заявление в поддержку требования лишить Мединского ученой степени. В феврале 2017 году Ученый совет МГУ не стал рассматривать диссертацию Мединского по существу, так как предварительная комиссия не нашла в ней признаков плагиата. Рассмотрение перенесли в Диссертационный совет Белгородского государственного национального исследовательского института, который в июле 2017 года рекомендовал не лишать Мединского ученой степени.

Этот скандал в карьере Мединского — не первый и, наверное, не последний. Как сказал сам про себя министр неделю назад на дебатах с писателем Дмитрием Быковым на телеканале «Дождь», его деятельность регулярно критикуют как люди либеральных, так и (в последнее время) ультрапатриотических взглядов. На сайте Change.Org недавно появилась петиция с требованием уволить Мединского за выдачу прокатного удостоверения фильму «Матильда».

Мединский занял пост министра культуры в правительстве Дмитрия Медведева в мае 2012 года. Значительную часть своей жизни министр посвятил разоблачению «мифов о России», написав на эту тему, помимо скандальной диссертации, ряд книг. Также Мединский является председателем Российского военно-исторического общества (РВИО), которое периодически реализует скандальные инициативы. Например, в 2016 году в Санкт-Петербурге была установлена памятная доска Карлу Густаву Маннергейму, офицеру белой армии, впоследствии ставшему финским маршалом и союзником Гитлера в годы Великой Отечественной войны. Недавно в Москве был установлен памятник конструктору Михаилу Калашникову, который из-за его внешнего вида в соцсетях назвали «памятником солнцевскому братку». Более того, оказалось, что на памятнике по ошибке была размещена схема немецкого оружия. Недавно в Москве в рамках проекта «Аллея правителей» по инициативе РВИО был установлен памятник Иосифу Сталину.

В 2016 году Федеральная служба безопасности возбудила дело против ряда сотрудников Минкульта, включая заместителя Мединского Георгия Перумова. Они вместе с рядом подрядчиков обвинялись в хищении государственных денег при реставрации Изборской крепости, Эрмитажа, Новодевичьего и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Летом 2015 года у Мединского произошел конфликт с директором Госархива Сергеем Мироненко, так как Мироненко публично назвал мифом историю о подвиге 28 панфиловцев. Мединский рекомендовал Мироненко сконцентрироваться на основной профессии, а в марте 2016 года архивист был отправлен в отставку. В октябре 2016 года после выхода фильма «28 панфиловцев» Мединский назвал скептиков, которые ставят под сомнение «святую легенду», «кончеными мразями».

Были у Мединского и конфликты с творческим сообществом. Так, в ноябре 2014 года Минкульт отказал в финансировании фестиваля «Артдокфест» в связи с политической позицией президента фестиваля Виталия Манского. В 2014 году Мединский на встрече с посетителями магазина «Буквоед» в Санкт-Петербурге заявил, что не видит смысла в поддержке Минкультом фильмов, «снятых по принципу «Рашка-говняшка»», что вызвало резкую критику депутатов Госдумы Иосифа Кобзона и Марии Максаковой.

Эксперты считают, что нынешний скандал, независимо от того, закончится он лишением Мединского степени или нет, понижает его шансы на сохранение в новом составе правительства после выборов президента в марте 2018 года.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что неудивительно будет, если окончательное решение по диссертации станут откладывать.

«Аргументов оставлять ему степень нет, но лишать имеет смысл, когда ситуация уляжется или конъюнктура изменится. С точки зрения выживания в будущем правительстве история складывается не в пользу Мединского», — отмечает Виноградов.

Экс-заместитель полпреда президента в УрФО, руководитель региональных программ Экспертного института социальных исследований Андрей Колядин напоминает, что со времен Екатерины Фурцевой в нашей стране министр культуры считается сравнительно слабой фигурой. «Останется Мединский министром или нет, зависит от премьер-министра и от президента, — говорит Колядин. — Как и со сменой губернаторов, тут нет четких закономерностей, есть предпосылки, но финальное решение принимает первое лицо страны. Пока Мединскому удавалось сохранять должность, невзирая на скандалы, но надо учитывать, что публичность — не самая благоприятная черта для российского чиновника», — отмечает Колядин.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что Мединский находится в непростой ситуации. «У него изначально испорчены отношения с либеральной частью общества, хотя в настоящее время это скорее аппаратный плюс, чем минус. Но его для того и назначали. Власть в нулевые годы благоволила либералам от культуры, однако в 2011 году они вышли на площадь. Поэтому был поставлен человек, который проводит иную политику. Потом у Мединского возникли проблемы с силовиками в связи с «делом реставраторов». Наконец, сейчас у него непростые отношения и с православными консерваторами. С одной стороны, недавно Мединский подписал документ о сотрудничестве Минкульта с Русской православной церковью (документ со стороны РПЦ подписан отцом Тихоном Шевкуновым). С другой стороны, по мнению ультраконсервативной части общества, он, выдав прокатное удостоверение фильму «Матильда», занял неприемлемую позицию, хотя понятно, что он отстаивает корпоративные интересы, — рассуждает Макаркин. — Потом свалилась история с отменой балета «Нуреев» в Большом театре, а сейчас история с диссертацией представляет собой вишенку на сомнительном торте. Научное сообщество посчитало диссертацию ненаучной, это обвинение даже хуже плагиата, потому что тут нельзя сказать, что «заработался и забыл поставить кавычки». В любом случае, хотя никто не хочет такого прецедента и еще предстоит рассмотрение вопроса на президиуме ВАК и в Минобразования, эффект от этой истории будет весьма негативный. Когда будет формироваться новое правительство, эти обстоятельства будут зачтены Мединскому в «минусы». Пока Мединский реагирует на все проблемы ситуативно, и в результате вызывает раздражение и у либералов, и у умеренных аппаратчиков Минкульта, и у консерваторов», — говорит Макаркин.