Нео не спаситель. Фильм «Матрица»: скрытый смысл

Непобедимый Нео – очередной герой фантазии на тему иллюзорности мира, к которой с завидной регулярностью обращались в 20 веке фантасты и постановщики фильмов. Авторы персонажа – сценаристы и режиссеры трилогии о матрице сестры Вачовски – наделили парня нечеловеческими способностями.

Нео с легкостью уворачивается от пуль, прыгает на большие расстояния и даже летает со сверхзвуковой скоростью. Также спаситель мира от произвола искусственного интеллекта – отличный телепат и умеет видеть будущее.

История создания

Путь сестер Вачовски к созданию культового фильма «Матрица» был долг и тернист. Пришлось доказывать продюсерам, что им под силу такая масштабная картина. Вачовски с раннего детства любили кино, параллельно коротая время за рисованием комиксов и настольной ролевой игрой в жанре фэнтези «Dungeons & Dragons». Именно игра способствовала развитию бурной юношеской фантазии – ведь нужно выдумать целую вселенную, населенную персонажами разных мастей.


Мысль о том, что мир, возможно, всего лишь компьютерная программа, возникла у будущих режиссеров в начале 90-х годов, когда они трудились на благо издательства «Marvel». Впечатляющую идею развили до осязаемых набросков и предоставили Лоренцо Ди Бонавентуре и Джоэлу Сильверу, продюсерам компании «Warner Bros». Зубры киноиндустрии хоть и оценили по достоинству работу, однако посчитали ее слишком амбициозной и тяжелой для воплощения, ведь некоторые моменты технический прогресс еще не позволял перенести на экран.


Продюсеры предложили сценаристам испытать более легкий проект, и Вачовски продали права на экранизацию работы «Наемный убийца». Брайан Хелгеланд ее нещадно переписал, авторы впали в ярость и решили попробовать силы в режиссуре – единственный гарант того, что облеченная в литературную форму идея останется не тронутой. Только вот трудоемкая и дорогостоящая «Матрица» не подходила в качестве «пробы пера», просто так никто не хотел жертвовать новичкам восьмизначные суммы.

Путевку в кресла режиссеров дуэту Вачовски подарили те же Лоренцо Ди Бонавентура и Джоэл Сильвер, поручившие сценаристам снимать детективную ленту с крохотным бюджетом «Связь». Фильм не имел успеха, зато Вачовски снискали похвалу критиков и получили долгожданную возможность самостоятельно экранизировать «Матрицу».

К тому времени сценарий фантастического фильма сестры подправили, пригладили, некоторые сцены усложнили. Но чрезмерно фантазировать на стали, опасаясь, что бюджета не хватит на слишком глобальные события. Сэкономить позволила и смена места съемок – новоиспеченные режиссеры перенесли площадку из Америки в Австралию, в итоге вместо требуемых $80 млн. ушло всего $63 млн.

Авторов идеи «Матрицы» сразу после выхода картины на большой экран обвинили в плагиате. Россыпь моментов и деталей, равно как и смысл фильма, перекликаются с другими литературными произведениями и работами в кино. До Вачовски на тему виртуальной реальности, программ и машин с интеллектом не размышлял только ленивый.


Возможность покинуть иллюзорный мир с помощью таблетки есть у героев картины «Вспомнить все», «слепых» обитателей виртуальной реальности описал . Компьютер Повелителей Времени появился еще в 1976 году в сериале «Доктор Кто», а матрица как название киберпространства и прототип Тринити существуют в романе Уильяма Гибсона «Нейромант». С идеей Избранного знакомит антиутопическая картина «Шоу Трумэна». А большинство задумок позаимствовано из фильма «Мир на проводе», считают ценители кино и критики, – например, путешествие между мирами посредством телефонной трубки.

Сюжет, актеры и роли

В основе сюжета «Матрицы» лежит идея о том, что окружающий мир – только иллюзия, созданная восставшими машинами, а люди служат им в качестве источника энергии и даже не догадываются о происходящем. Но среди «спящих» есть свободная от Матрицы команда сопротивления, которая верит в существование Избранного, который сумеет покончить с произволом искусственного интеллекта. События Вачовски заключили в кинотрилогию: «Матрица» (1999), «Матрица: Перезагрузка» (2003), «Матрица: Революция» (2003).


Непростая роль Избранного достается программисту Томасу Андерсону, работающему на крупную компьютерную компанию, который с приходом ночи превращается в хакера под ником Нео. Однажды он получает анонимное послание о том, что полностью «увяз в Матрице», и предложение узнать подробности. Судьба сводит героя с девушкой Тринити, через нее он выходит на одного из команды сопротивления – капитана корабля «Навуходоносор» .

В это же время на след Нео нападают «программы», стоящие на страже Матрицы. Под предводительством агента Смита они встречаются с молодым человеком и предлагают сотрудничество, но получают отказ. Тогда Нео с «зашитым ртом» вживляют жучок, и герой подпадает под особый контроль.


Морфеус дает хакеру две таблетки, ставя перед выбором: синяя поможет забыть все случившиеся события и идею о матрице, а красная позволит узнать правду. Нео выбирает второй вариант и просыпается, опутанный проводами – именно так прошла его жизнь. Настало время отсоединиться от Матрицы и бросить вызов машинам.

Внешность главного героя «Матрицы» авторы не детализировали, что давало свободу в выборе актера. Дуэту Вачовски, конечно, хотелось видеть в картине знаменитую личность. Поэтому предлагали роль , и даже . Но получали отказ за отказом по разным причинам, а Леонардо и вовсе испугался работы, перенасыщенной спецэффектами.


Нео выбирает между синей и красной таблетками

Тогда предложение полетело актеру , но и он отказался – не пожелал покидать Америку на долгие месяцы. Не повезло продюсерам и со следующей кандидатурой – идеально подошел бы для роли, однако актер предпочел участие в съемках «Дикий, дикий Запад».

Круг претендентов на образ Нео сузился до и . И здесь создатели фильма разделились на два лагеря: продюсеры предпочитали Ривза, а режиссеры Деппа. Но новички редко выигрывают в спорах.


Исполнителей второстепенных персонажей тоже пришлось поискать. Роль Морфеуса могла отойти или , а агента Смита – . Звезды оказались заняты другими работами. В итоге сценарии вручили и . Образ главной героини Тринити на экране воплотила .

  • В 1967 году в Чикаго родились братья-близнецы Вачовски. Они объявили себя сестрами намного позже, а в 2012 году Ларри стал первым режиссером, который публично признался, что он трансгендерная женщина. Эндрю последовал примеру брата в 2016 году.

  • Философ из Швеции Ник Бостром спустя четыре года после премьеры «Матрицы» презентовал научный труд, в котором доказывает, что земляне всего с вероятностью 20% живут в иллюзорном компьютерном мире.
  • Недаром говорят, что идеи витают в воздухе. Сюжет «Матрицы» перекликается с фабулой картины «Темный город», которая вышла за год до премьеры кинодебюта Вачовски. Однако на сей раз сестер нельзя обвинить в плагиате – когда «Темный город» монтировался, «Матрицу» уже вовсю снимали.

  • Актеров к «Матрице» готовили основательно. Четыре месяца ушло на то, чтобы обучить претендентов на главные роли боевым искусствам, и последствия тренировок чуть не сорвали съемки. Так, например, Киану Ривз пережил операцию из-за смещения шейных позвонков за два месяца до старта создания картины. В первый съемочный день увезли в больницу Хьюго Уивинга – удалять полип на ноге. Актер чуть не лишился роли, но режиссеры решили перенести съемки сцен с его участием на поздние сроки. Снимая битву агента Смита с Нео у метро, команда «потеряла» двух каскадеров. Из-за серьезных травм съемки эпизода растянулись на две недели.

Цитаты

Некоторые цитаты из фильмов режиссеров Вачовски превратились в крылатые выражения. Одно из них – «Ложки нет», вырванное из фразы «Правда в том, что нет никакой ложки» – сегодня используется в отношении кажущихся, иллюзорных предметов и вещей.

Поклонникам трилогии запомнились также цитаты:

«Мистер Волшебник! Вытащи меня, на хрен, отсюда!»
«Я покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов, мир без границ. Мир, где возможно все. Что будет дальше - решать вам».
«Догадываюсь, сейчас ты чувствуешь себя Алисой, падающей в кроличью нору».
«Время всегда против нас».
«Матрица - это система. Система есть наш враг. Но когда ты в ней - оглянись, кого ты видишь? Бизнесменов, учителей, адвокатов, работяг, обычных людей, чей разум мы и спасаем. Однако до тех пор, пока эти люди часть системы, они все наши враги. Ты должен помнить, что большинство не готовы принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадёжно зависимы от системы, что будут драться за неё».
«Знать путь и пройти его - не одно и то же».
«Никогда не посылайте человека делать работу машины».
«Главное, не верь всякой ерунде насчёт фатума. Ты – хозяин своей жизни».

О качестве фильмов "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция" споры ведутся по сей день; первый фильм трилогии, однако, шедевром признан практически безоговорочно. Поскольку создать действительно интересную историю без интересного главного героя почти невозможно, "Матрица" своим успехом обязана в том числе блестяще сыгранному Киану Ривзом Томасу "Нео" Андерсону.

Родился Томас Андерсон в Кэпитал-Сити, США (Capital City, USA). В школе мальчик отлично справлялся с точными науками, математикой и программированием; впрочем, литература и история ему также давались неплохо. В 13-14 лет у парня были какие-то проблемы с дисциплиной, однако школу он все же окончил отлично. Впоследствии он устроился программистом в компанию "Meta Cortex"; никто не знал, что в нерабочее время респектабельный программист был хакером по кличке "Нео". Именно в ходе своей хакерской деятельности Андерсон впервые услышал о таинственной Матрице. Некоторое время он пытался найти некоего Морфеуса (Morpheus) – как предполагалось, единственного человека, точно знающего о Матрице. Вскоре Морфеус выходит с Нео на связь – и тут же за Андерсоном начинают охоту странные Агенты. От Агентов Нео спасает хакерша Тринити; с её помощью Томас попадает на встречу с тем, кого так долго искал.



Морфеус рассказывает Томасу о Матрице – и рассказ его звучит как минимум невероятно. Андерсон узнает, что окружающий его мир – лишь компьютерная иллюзия, используемая поработившими человечество машинами для поддержания контроля над побежденной расой. Морфеус предлагает Нео либо забыть о случившемся и вернуться к обычной жизни, либо освободиться от пут Матрицы. Выбравший второй вариант, Андерсон просыпается в постапокалиптическом мире – и вскоре его находит корабль Морфеуса, "Навуходоносор" ("Nebuchadnezzar"). Нео узнает легенду об Избранном, чьи способности к управлению Матрицей смогут положить конец войне людей и машин и проходит базовый курс подготовки, увеличивающий его шансы выжить в условиях иллюзорного мира. Вскоре Нео удается пообщаться с таинственной пророчицей Пифией; та подтверждает, что определенный дар у него есть – но и заявляет, что Избранным Нео в текущей его жизни не является. Последнее пророчество Пифии звучит пугающе – вскоре Нео предстоит пожертвовать либо собой, либо Морфеусом.

Предательство одного из членов команды, Сайфера, стоит жизни целом ряду друзей Морфеуса и Тринити; к счастью, одну из своих жертв Сайфер не добивает – за что впоследствии платит самой своей жизнью. Нео и Тринити удается бежать из Матрицы, а вот Морфеус попадает в плен к Агентам. В ходе совершенно безумной операции по спасению Морфеуса Нео открывает в себе доселе невиданные возможности – он, подобно Агенту, уклоняется от летящих в него пуль. Спасенный Морфеус верит в то, что Андерсон и впрямь является Избранным, однако перед самым выходом в реальность Нео попадает в плен к агенту Смиту. Поединок Агента и Избранного некоторое время идет на равных; увы, в целом шансов у Нео мало – Агентов много, да и их способность возрождаться делает победу над ними невозможной. Смиту удается смертельно ранить Нео; поцелуй Тринити возвращает Андерсона в жизни – уже в качестве полностью раскрывшегося и осознавшего свой потенциал Избранного. Нео легко уничтожает Смита, после чего обещает машинам освободить столько людей, сколько удастся.

Постепенно Нео полностью осваивается со своими новыми способностями; увы, почти непобедимый в Матрице, он пока еще не может напрямую помочь жителям реального мира.

На последний оплот человечества, Зион, меж тем готовится массовая атака машин. С помощью Пифии Нео узнает об этом – и таинственном Ключнике, способном провести его в самое сердце Матрицы. На пути у Избранного возникает целый ряд препятствий – и самым серьезным становится восставший из мертвых Смит. Теперь он уже существует не в качестве Агента, но в качестве самостоятельной сущности, способной самокопироваться и одержимой желанием уничтожить Нео. С большим трудом Нео удается добраться до Ключника и с его помощью пробиться в сердце Матрицы.

Побочная операция, необходимая для организации прохода, стоит жизни возлюбленной Нео, Тринити. В сердце Матрицы Избранный находит Архитектора – программу, создавшую Матрицу. Архитектор объясняет Нео, что пророчество, ведшее его вперед, было лишь ловушкой, и что с его помощью Матрица лишь организует необходимую ей перезагрузку. Нео, однако, отказывается играть по правилам Архитектора; ему удается сначала спасти Тринити, а затем – уже в реальном мире – таинственным образом уничтожить несколько боевых машин.

Чтобы отразить близящуюся атаку на Зион, Нео решает отправиться на встречу с машинами. Пробиться в город машин Нео удается, однако это стоит жизни Тринити и зрения самому Избранному. В беседе с аватарой машинного сознания Нео предлагает сделку – взамен на прекращение войны он обещает уничтожить захватившего практически всю Матрицу Смита. Избранному удается победить Агента – однако за это ему приходится заплатить своей жизнью. Сдержавшие свое обещание машины прекращают атаки, тем самым давая людям возможность наконец-то начать строить новый мир.

Порой нам нравятся истории не только за сюжет, задуманный автором, но в большей степени за символизм, который мы сами в этом сюжете видим. Возможно, таким образом какие-то утонченные силы транслируют нам данные о мироустройстве или о том, как может сложиться будущее. Конечно, для ума это спорное, фактически ничем не доказуемое допущение. И в этом русле все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица » – субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами – братьями Вачовски . Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей куда больше, чем они сами хотели бы сказать. Путь Нео в «Матрице» наглядный пример этого феномена.

Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция »:

«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это - столь же искусственно, как и сама Матрица . Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»

Ответ Нео:

«Потому, что это мой выбор».

По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы » – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Для чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, на деле – самые сложные материи нашей жизни.

Еще один герой «Матрицы» – Меровинг о выборе:

«выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. Вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причины, не имея власти. Очередное звено цепи. Но не бойтесь, я знаю вашу исполнительность чужой воли и подскажу вам, что делать дальше».

В первой части «Матрицы» нам дают понять, что привычная для нас реальность – это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности – это на самом деле одна большая условность. В привычном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, она заносится в разряд иллюзии или галлюцинации.

В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно преходящее – «все, что имеет начало и конец» (эта фраза звучала несколько раз в последней части трилогии), то есть вообще все, за исключением нирваны как сущности нашего . Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.

Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна в роли духовного наставника и пророка поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле битва происходит лишь в сознании – это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается, как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.

После монолога Смита отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы – в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин – в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. Полная безысходность.

Несмотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом - этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит – это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.

Смит – это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно взаимные отражения в зеркале. Прорицательница говорила ему: «Нео, Смит – это ты, он твоя темная сторона ». Смит – это отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.

Последняя речь Смита в теле прорицательницы:

«Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да. Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно. Не подходите ко мне! Это трюк!»

Ответ Нео:

«Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно».

Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме – разрушение ни к чему не ведет. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.

Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть бытия – иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. .

Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего тот действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор» (фраза одного из персонажей фильма). И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, потому что бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.

Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует – это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.

Верьте или нет, но с момента выхода на экраны первого фильма сестер (в то время братьев) Вачовски прошло 19 лет. Картина перевернула мир не только большинства подростков и взрослых (в том числе и наш), но и вызвала резонанс по всему миру, взбудоражив умы лучших философов, которые бросились писать научные статьи о ее аллегорическом смысле.

Спустя 19 лет и после выхода еще двух фильмов «Матрица» остается любимейшим творением кинематографа у людей того поколения.

Керри-Энн Мосс - Тринити

До съемок в «Матрице» Мосс была не особо известной актрисой, зато после выхода картины стала звездой. Она появилась в фильмах «Помни», «Шоколад», «Паранойя», «Немыслимое», «Помпеи». В данный момент снимается в сериале «Джессика Джонс».

Киану Ривз - Нео / Томас Андерсон

После «Матрицы» Ривз заслужил одобрение критиков, снявшись во франшизе про Джона Уика, фильмах «Константин», «Помутнение», «Дом у озера», «Короли улиц» и «День, когда Земля остановилась». Также в 2013 году состоялся его режиссерский дебют - «Мастер тай-цзи». А в 2011 году Ривз совместно с художницей Александрой Грант выпустил книгу «Ода к счастью».

Лоуренс Фишборн - Морфеус

До исполнения роли Морфеуса Фишборн был уже состоявшимся актером, а после «Матрицы» его карьера пошла в гору. Он снялся в культовом сериале «C.S.I.: Место преступления», фильмах «Хищники», «Заражение» и воссоединился с Киану Ривзом во втором фильме про Джона Уика.

Хьюго Уивинг - агент Смит

После роли злодея агента Смита Уивинг стал появляться в голливудских блокбастерах. Его следующей большой ролью стал Элронд в трилогии «Властелин колец», а потом и в «Хоббите». Снова работал с Вачовски в фильмах «V - значит вендетта» и «Облачный атлас». Кроме того, он озвучил Мегатрона в фильмах «Трансформеры», Пингвина Ноя в «Делай ноги» и Гримбла в «Легендах ночных стражей».

Джо Пантолиано - Сайфер

Снялся в фильмах «Помни», «Плохие парни 2», «Восьмое чувство». Основал некоммерческую благотворительную организацию и написал две книги, посвященные борьбе с депрессией.

Маркус Чонг - Тэнк

После успеха первого фильма трилогии Чонг должен был дальше исполнять роль Тэнка, однако переговоры о дальнейшем сотрудничестве провалились - предположительно, стороны не договорились о гонораре. Актер подал в суд на студию, однако в 2000 году был арестован. С тех пор у него была пара ролей в сериалах «Закон и порядок», «4исла» и «Черная метка».

Пол Годдард - агент Браун

Самой заметной работой после «Матрицы» стал сериал «На краю Вселенной».

Роберт Тейлор - агент Джонс

После 1999 года снялся в «Вертикальном пределе» и сериале «Лонгмайр».

Джулиэн Араханга - Апок

После съемок в «Матрице» Араханга решил сфокусироваться на карьере режиссера. Основал собственную продюсерскую компанию Awa Films.

Белинда Макклори - Свитч

Продолжила актерскую карьеру, снявшись в фильме «Все святые», сериалах «Кейт и Ким» и «Доктор Блейк». Также стала играть на театральной сцене.

Энтони Рэй Паркер - Дозер

После роли Дозера снялся в фильмах «Морской пехотинец», «Решимость» и сериале «Спартак: Война проклятых».

Мэтт Доран - Маус

Дорана вы наверняка помните еще по роли Элана Слизибаггано в ленте «Звездные войны: Эпизод II - Атака клонов». Также актер снялся в фильмах «Битва проклятых» и «Великий рейд».

Роуэн Уитт - мальчик с ложкой

После съемок в «Матрице» Уитт появился в сериалах «Домой и в путь» и «Побег Артфула Доджера». Сыграл главные роли в музыкальных постановках в Австралии «Чем дальше в лес» и «Книга мормонов».

Глория Фостер - Пифия

Актриса скончалась от диабета в 2001 году во время съемок второй «Матрицы». Ее актерский дебют состоялся на театральной сцене, а в 1964 году она впервые появилась на большом экране. Мировую известность ей принесла роль прорицательницы Пифии.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Матрица» - культовая лента, снятая тогда еще братьями Вачовски, стала ярчайшим кинособытием не только конца XX века, но и всей истории кинематографа в целом. Философия, глубина, символизм вкупе с уникальными спецэффектами и совершенно образцовой постановкой сделали этот фильм одним из лучших фантастических боевиков всех времен.

Но есть в нем еще что-то неуловимо-привлекательное, что заставляет пересматривать его даже спустя более десятка лет после премьеры. И каждый раз находить новые секреты.

К годовщине первого показа «Матрицы» в России сайт собрал 25 тайн о том, как создавался этот шедевр.

  1. Имя Нео (Neo) - это анаграмма слова «избранный» (one).
  1. Когда Нео получает выговор за опоздание , мойщик окон стирает мыльную пену с наружной поверхности оконного стекла в кабинете начальника своим скребком. Потеки на стекле сильно напоминают бегущие сверху вниз ряды символов, при помощи которых оператор наблюдает за Матрицей.
  1. Сами же символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма катакана.
  1. В комнате, где Нео ждет Оракула , по телевизору показывают гигантских кроликов. Так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен следовать за белым кроликом, это символизирует то, что он на правильном пути. Также белые кролики отсылают нас к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
  1. Актер Уилл Смит отказался от роли Нео , чтобы сняться в фильме «Дикий, дикий Запад». Об этом решении Уилл сожалеет до сих пор.
  1. Также на роль Нео рассматривали Джонни Деппа, Брэда Питта и Вэла Килмера . Но, после того как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Деппом и Ривзом. В результате роль досталась Киану.
  1. Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма - 18 февраля 1998 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата - 18 сентября 1999 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
  1. Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита . Но отказался от роли, вместо этого сыграв в фильме «Годзилла».
  1. Роль Морфеуса была предложена Шону Коннери , однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
  1. Имя Морфеус отсылает нас к Морфею - богу сновидений в древнегреческой мифологии. В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» - от имени царя Вавилона. По преданию, этот царь пытался разобраться в смысле своих сновидений.
  1. Надпись на борту корабля «Mark 3.11» обозначает номер стиха Священного Писания из Евангелия от Марка: «Нечистые при виде Его падали на колени и возглашали: Ты есмь наследник Божий».
  1. В словах босса Нео в начале фильма скрыт толстый намек на будущие способности Нео: «Думаете, вы особенный, мистер Андерсон? И правила писаны не для вас?»
  1. Тринити означает «троица». Поэтому номер комнаты, в которой она находится в начале фильма, - 303.
  1. А номер квартиры Нео - анаграмма слова «оne» (первый, избранный, номер один) - 101.
  1. Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма , однако студия Warner Brothers выделила только 10. Получив деньги, Ларри (Лана) и Энди Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
  1. В фильме «Матрица» главные герои используют мобильный телефон Nokia 8110 .
  1. За первые 45 минут фильма исполнитель Киану Ривз произносит лишь 80 строк текста, 44 из которых - вопросы. Более того, впервые озвучить больше четырех предложений подряд ему позволили только в финальной речи, перед самыми титрами.
  1. Перед началом съемок «Матрицы» ведущие актеры тренировались целых 4 месяца, изучая основы восточных единоборств. Они не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
  1. До начала съемок все актеры , занятые в главных ролях, и основные члены съемочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симулякры» и «симуляция». Из нее же в начале фильма Нео достает компьютерный диск.
  1. Из фильма намеренно убрали голубой цвет , чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.