Люди воспринимающие мир через прикосновения. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему

Необходимо заметить, что в чистом виде тип восприятия встречается крайне редко. Человек использует все каналы восприятия, просто один способ получения информации наиболее выражен.


Аудиалы воспринимают информацию через слуховые образы. Они запросто могут пересказать любой услышанный рассказ, в точности повторив интонацию рассказчика и сделанные им паузы. Будучи настоящими меломанами, аудиалы обожают качественный звук и тонко чувствуют фальшь в голосе других людей. Человека с аудиальным каналом информации можно очаровать комплиментами и задушевной беседой. Эти люди как никто другой умеют слушать собеседника. В работе аудиалам достаточно сложно воспринимать презентации, выполненные в виде схем и рисунков. Гораздо эффективнее будут словесные указания начальства.


А вот чертить схемы и изображать мысли на бумаге любят визуалы. Визуал - руководитель прежде всего обращает внимание на внешний вид сотрудника, а потом уже на деловые качества. Визуалы окружают себя красивыми вещами, любят чистоту и лоск. В разговоре люди с преимущественно визуальным каналом получения информации обращают внимание на невербальные способы общения собеседника: жесты, взгляды и др. Если вы избегаете прямого взгляда глаза в глаза, визуал тотчас же запишет вас в лжецы. В любви визуалы малоэмоциональны и молчаливы, могут часами томно смотреть на объект своей страсти, искренне полагая, что этого достаточно для выражения чувств. Очаровать людей-визуалов можно с помощью красивых подарков и жестов.


Кинестетики – люди, воспринимающий мир через ощущения и прикосновения. Ценят уют и комфорт, любят натуральные ткани и мерзнут от отсутствия ласки. Кинестетикам в любви важнее всего постоянный тактильный контакт: спать в обнимку, гулять, держась за руки и т.д. Если вы спросите влюбленного кинестетика рассказать, где и как он повстречал свою вторую половинку, тот начнет рассказывать свои ощущения: «Был холодный вечер, я почувствовал тепло ее рук…» и т.д. На работе кинестетик также ценит удобство: далеко ли добираться до дома, мягкое ли рабочее кресло, не дует ли от окна. Люди «ощущений» высоко ценят свое здоровье и стараются оберегать себя от различных заболеваний.


Дискреты (дигиталы) используют все каналы восприятия, но ориентируются, прежде всего, на пользу/выгоду для себя: что нового может дать мне этот человек (эта )? Какую пользу принесет этот продукт? Дискреты являются прирожденными логиками и всю полученную информацию делят на основные составляющие, чтобы затем отбросить лишние элементы. Следует заметить, что среди дигиталов больше всего мужчин, чем женщин. Со стороны может показаться, что люди-дискреты слегка дотошны, им до всего есть дело. Яркий пример дигитала- студент Валя из скетчкома «Универ. Новая общага». Бесполезно пытаться очаровать подобных аналитиков, у них на все свои планы. Если они и выберут вас, то только потому, что вы им для чего-то нужны.

Людей уже дано разделили на типы восприятия окружающего мира.

Речь идет об кинестетиках, аудиалах и визуалах. Это конечно условное разделение и в каждый из нас использует несколько способов изучения окружающего мира. Но какой-то тип все равно преобладает.

Мысль темы такая:

Для развития способностей нужно развивать в первую очередь те, что ближе вам по типу восприятия. Другими словами если вы кинестетик, не стоит тратить время на развитие ясновидения, лучше заняться работой с энергией. Ясновидение придет немного в другой форме и чуть позже.

Вкратце о типах личности и как их можно использовать.

Кинестетик, человек познающий мир через прикосновения. Руки, пальцы его главный инструмент познания. Часто видя предмет и зная, что это такое, все равно обязательно потрогает, пощупает. Воспринимаемое пространство у кинестетика — расстояние вытянутой руки. В разговоре часто используют слова чувствовать, и прочие слова связанные с ощущениями тела.

Ауадиалы это такие слухачи, не пропустят мимо себя ни одного звука. Любят музыку и прочие звуки. Из них получаются виртуозные музыканты. Слуху доверяют больше других органов чувств. Они могут помнить, что им сказали много лет назад, не помня при этом, как выглядел человек. Много сами говорят, им режет слух не правильная речь или фальшивая мелодия.

Визуалы воспринимают мир с помощью картинок и образов. Могут четко помнить фрагмент из фильма, который видели много лет назад. Легко представляют и оперируют образами. Могут создать в своей фантазии полноценный мир. Большинство визуалов женщины. Ясновидение естественное явление при раскрытии своих способностей.

Хочу предложить вам небольшой тест, для уточнения своего типа.

Закройте глаза и попробуйте представить, например пятирублевую монету. Увидеть одну строну, затем другую. Прочитать надпись и рассмотреть, словно смотрите глазами.

С закрытыми глазами попробуйте пощупать монету. Почувствовать холод метала, выпуклость поверхности, определить, где орел и решка.

Попробуйте мысленно бросить монету на стол, или ударить ее ногтем. Услышьте звук.

Кому-то легко удается проделать все эти действия. Но одно действие будет получаться легко и четко, а другие не очень. Определитесь со своим восприятием мира. Все дальнейшие развитие будет в работе и усилении этого изначального качества.

Как пример, развитие аджна-чакры (область расположения на уровне центра лба между бровями).

Цвет энергии: синий (сама чакра чисто-белая)

Звук октавы ля.

Ощущения вибрация, давление, пульсация.

Подбираем себе практики, и работаем с ними, исходя из своего восприятия мира. И прейдут к вам знания, не веденные ранее. Получите ответы на вопросы и зададите новые, о которых еще не знаете.

Сам по себе реальный проявленный мир одинаков, независимо от того, как воспринимают его различные формы жизни. Но все виды существ и даже отдельные особи, кроме основы этого мира, которая для всех форм жизни одинакова, воспринимают преимущественно те его грани, которые соответствуют их стремлениям и необходимостям. Если же мы говорим о человеке, то должны принимать во внимание его мировоззрение, которое во многом определяет не только спектр преимущественного восприятия каких-то граней реальности мира, но и отношение к этим граням. Человек при этом уверен, что его восприятие мира и отношение к этому миру адекватны обстоятельствам. И даже если попытаться объяснить ему, что он искажённо воспринимает реальность, то, скорее всего, из этого ничего не получиться - он не примет объяснения, потому что оно не укладывается в его мировоззренческую логику. Таким образом, основная причина заключена в его мировоззрении, которое у каждого человека имеет свою карту оценки значимостей мира. Дело в том, что каждая значимость, для человека, воспринимающего её, имеет своё индивидуальное звучание, отсюда мировоззрение, в которое входят отражённые значимости этого мира, можно сравнить с оркестром, который у каждого человека не только отличается входящими в него инструментами, но и своими индивидуальными произведениями, которые он предпочитает исполнять. И, кроме того, одна и та же значимость для различных людей имеет не одинаковую ценность, что во многом так же связано с мировоззрением. Отсюда можно сделать вывод: один и тот же проявленный мир, имеющий определённые значимости, различные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И в зависимости от целей, реализации которых они посвящают свою жизнь, одни и те же объекты или же взаимоотношения между ними, будут восприниматься, и оцениваться людьми не одинаково. И, кроме того, мировоззрение можно сравнить с пазлами, содержащими в себе элементы, имеющие определённые цвет и формы, тогда у каждого человека мировоззрение представляет собой свой индивидуальный пазл, который складывается в свою индивидуальную картину.

Каждая значимость мировоззрения звучит на своей частоте и человек, в зависимости от этого, стремится, преимущественно к тому, что ему созвучно. Он будет воспринимать реальность мира с той стороны, которая созвучна его мировоззрению, и будет действовать во внешнем мире так, как позволяет ему это его внутреннее звучание. Поэтому, у каждого человека своя правда, даже у преступника. И далеко не все преступники согласятся с тем, что их правда неправильная и что они преступники. Для того, чтобы они увидели, что их правда дефектна, необходимо, чтобы в их мировоззрении была та часть, которая свободна или независима от их правды. И только с позиции этой свободной части они могут осознать свою неправоту. Но эта малая часть может быть настолько незначительной, что человек, даже зная, что он творит что-то разрушительное, не в силах будет противостоять своей индивидуальной разрушительной правде. Но чаще бывает так, что человек осознаёт деструктивность своей правды с позиций ума, который знает общепринятые оценки значимостей мира и даже может убедительно для слушателей рассуждать об их ценностях, но когда приходит время действовать, человек оказывается во власти своего мировоззрения. Таким образом, мировоззрение - это не сумма информации, воспринятой умом в результате обучения, или нотаций, или же душеспасительных бесед, проводимых с человеком, потому что мировоззрение имеет корни в подсознании. Тогда как формируется мировоззрение? Первое, у мировоззрения обязательно должна быть генетическая основа, а когда её недостаточно, то за основу может быть принята идея исключительности. Каждый человек, если не явно, открыто, то на более глубоком уровне, считает себя или хочет быть исключительным, даже если не во всём, то хотя бы в чём-то. Ну а дальше развёртывается миф, подтверждающий его исключительность, который утверждает или исключительность идеи, которой следует человек, или исключительность цели, которой человек посвящает всю свою жизнь, или же исключительность самого человека, например, в связи с его социальным статусом.

Когда мы говорим о генетической основе мировоззрения, то речь в этом случае идёт о наследственных предрасположенностях человека, на основе которых в дальнейшем могут сформироваться идеи - носители смысла его жизни. Мировоззрение человека всегда имеет свою историю и своих героев, которые при формировании мировоззрения являются примером как взаимоотношений с внешней реальностью, так и отношением к самому себе. Эта история, обычно, состоит из двух частей - его личная и история его народа. И совсем не важна её правдивость или тенденциозность, важно, что она воспитывает в человеке его определённую значимость, которая представляет его не тривиальной личностью.

История любого народа, да и своя личная история каждого человека, многогранны. Но очень часто, описывая свою историю, историки берут её лучшую грань и даже утрируют её, и преподносят полученный ими такой натюрморт, как действительную историю. А если не достаёт в ней нужного величия и героизма, то на помощь берутся мифы, например, библейский Ветхий завет. В то же время, описывая истории других народов, рассматривают их, опираясь на всевозможные негативные примеры, и так же преувеличивают их, и примером этому могут быть и времена царствования Ивана Грозного и Петра первого, и ещё множество других примеров.

Сформированное мировоззрение - это не только очки, через которые человек смотрит на реальность мира и своё место в нём, но оно определяет и конфигурацию личности человека, его творческие возможности и возможности его духовного роста.

Обсудим вместе. Почему поэт связывает слова «я живу» с органами чувств человека?

Ответ. Жизнь человека – это взаимодействие с окружающей средой, постоянный обмен веществ с ней. Чтобы жить, человеку необходимо ориентироваться в окружающей среде. А делает это он с помощью органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и других. Поэтому поэт так охарактеризовал свои ощущения.

Зрение

Вопрос. Рассмотрим различные предметы. Какие зрительные впечатления о них мы получили? Какие признаки предметов мы увидели? Согласны ли мы с выводом «Глаза – наши «окна» в мир?»

Ответ. Я согласен с этим выражением. Большую часть информации из внешнего мира мы получаем при помощи органов зрения. Мы можем определить цвет предмета, его размеры, расстояние до него, дать характеристику. При помощи органов зрения мы узнаем предметы, различаем людей, воспринимаем письменную речь.

Слух

Поиграем. Закроем глаза и постараемся определить, с какой стороны (слева, справа, сзади, спереди и т.д.) идет звук. Согласимся ли мы с выводом: «Слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?»

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Благодаря звукам мы ориентируемся в окружающей среде, можем общаться друг с другом, слышим звуки природы, музыку, избегаем опасность.

Вопрос. Объясни, почему нужно выполнять эти правила.

1. Старайся не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.

2. Не включай магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.

3. Не засовывай в ухо разные предметы.

4. Для чистки ушей используй ватный жгутик.

Ответ. Все это правила гигиены слуха. Громкая речь, музыка вызывает нарушение барабанной перепонки, слуховых косточек. При этом утомляются нервные окончания, что приводит к снижению слухового порога. Если засовывать в ухо различные предметы, то можно повредить внутреннее ухо, барабанную перепонку необходимо очищать уши от ушной серы, но делать это надо мягкими предметами.

Обоняние

Вопрос. Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?

Ответ. Обоняние – это способность воспринимать запахи. Запахов очень много. Распознать их позволяют специальные клетки, расположенные в слизистой оболочке носа. Мы различаем до четырех тысяч запахов, а вот собака в несколько раз больше. От чувствительных клеток информация поступает в мозг, где она анализируется.

Задание. Понюхаем различные вещества: духи, чеснок, хрен, цветок. Разделим запахи на две группы – приятные и неприятные.

Ответ. Приятные запахи – духи, цветы; неприятные запахи – чеснок, хрен.

Обсудим вместе. Понюхаем что-нибудь приятное, например вкусную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае мы почувствуем запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена? Объясним свои ответы.

Ответ. Мы чувствуем запахи, когда дышим через нос. Именно органы обоняния в первую очередь сообщают нам, что пища не испорчена. Во вторую очередь - это будут органы вкуса.

Вопрос. Подготовься к беседе. Подумай, как ответить на вопросы: «Почему во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи? Почему человек никогда не путает запах рыбы и запах цветов?»

Если у тебя дома есть кошка или собака, понаблюдай, как они реагируют на запахи. Расскажи об этом в классе.

Ответ. Во время насморка забиваются нервные окончания на слизистой носа. Кошка и собака когда что-то обнюхивают, расширяют ноздри, глубоко вдыхают воздух, дыхание у них учащается

Вкус

Задание. Положим на язык кусочек сахара. Подождем, пока он растает. Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем по нему другим кусочком сахара. В каком случае мы почувствовали вкус? Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Различить вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает».

Ответ. Да, такой вывод мы можем сделать. Чувствительные окончания на языке раздражаются только когда пища влажная. А слюна смачивает пищу.

Вопрос. Рассмотри рисунок. Прочитай подписи. Используя слова «слева», «справа», «спереди», «сзади», объясни, как разные части языка (зоны вкуса) различают кислый, сладкий, соленый, горький вкус.

Объясни, как ты понимаешь слово «дегустатор». Как ты считаешь, какие органы чувств особенно развиты у людей этой профессии?

Ответ. Задняя часть языка различает горький вкус. Левая и правая часть языка различает кислый вкус. Левая и правая часть ближе к кончику языка различает соленый вкус. Кончик "спереди" языка различает сладкий вкус. Дегустатор - это человек способный лучше других определять разные вкусы и запахи. У этих людей лучше других развиты органы обоняния и вкуса.

Осязание

1. Возьмем в руки кусочек льда, дотронемся до стакана с горячей водой, погладим ладонью мех. Что мы ощущаем (осязаем)? Сделаем вывод, ответив на вопрос: «Помогает ли осязание воспринимать мир?

2. Опустим руку в теплую воду. Что мы ощущаем. Измениться ли ощущение через несколько минут. Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Рука привыкла к температуре и перестала чувствовать тепло».

3. Проведем игру-упражнение «определи предмет на ощупь». Ученик опускает руку в мешок, не глядя выбирает предмет и на ощупь определяет, что это и из чего сделано.

Сравним сделанные нами выводы с текстом.

Ответ. 1. При помощи органов осязания мы воспринимаем окружающий мир – тепло, холод, поверхность предметов – мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые. От осязательных клеток сигналы идут в головной мозг и человек, даже с закрытыми глазами способен различать размер и форму предмета, реагировать на изменение температуры, отдергивать руку от горячего предмета или колющего предмета.

2. Сначала мы ощущаем тепло, а затем мозг перестает реагировать но поступающие сигналы. Это защитная реакция мозга. Так он защищается от утомления. А в быту говорят, рука привыкла.

3. Человек определяет предметы на ощупь В этом помогает опыт предыдущей жизни. А вот если попадется незнакомый предмет, то человек затруднится назвать что это.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия окружающей среды с помощью сенсорных стимулов? И как мы интерпретируем то, что видим?

Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.

Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы интерпретируем то, что видим, помогает нам проектировать визуальную информацию.

Сбалансированная инфографика предполагает грамотное использование визуального представления (например, диаграмм, графиков, иконок, изображений), соответствующий выбор цветов и шрифтов, подходящего макета и карты сайта и др. И нельзя забывать о данных, их источниках и темах, что не менее важно. Но сегодня речь пойдет не о них. Мы сосредоточимся на визуальной стороне информационного дизайна.

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

2. Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.

Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый - подавленное:

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

4. Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Совет №4 по информационному дизайну, основанный на эксперименте Ларсена и Пикард, выявляющем влияние типографики: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

5. Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Выводы

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, помогает улучшить инфографику. Обобщая выводы рассмотренных экспериментов, предлагаем вашему вниманию ключевые советы по дизайну визуальной информации:

1. Макет и дизайн

  • Тема и дизайн должны соответствовать информации.
  • Не перегружайте инфографику вашей страницы.
  • Используйте тематические иконки.
  • Располагайте контент в надлежащей последовательности.
  • Используйте заголовки, чтобы задать ключевые ожидания.

2. Видеоряд

  • Визуальные эффекты должны сопровождать текст.
  • Покажите важные цифры на графиках и диаграммах.
  • Используйте правильные картинки и иконки для представления ваших данных.
  • Сократите количество цветов для комплексного контента.
  • Делайте контрастность выше между важной визуальной информацией и фоном.
  • Используйте гармоничные цвета темы.
  • Используйте дисгармоничные цвета с умом.
  • Используйте обычные цвета для важных объектов.

4. Типографика

  • Выбирайте удобочитаемые шрифты.
  • Оставьте достаточно пустого пространства между заголовком и текстом или картинкой.
  • Не накладывайте картинки или иконки на текст.
  • Установите достаточные пробелы между символами.

Теперь, когда вы знаете все тонкости создания красивой и убедительной инфографики, дело за вами!